Урок является продолжением темы четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». На уроке использованы музыкальные материалы: Норвежская народная песня «Волшебный смычок» - работа над выразительностью исполнения
Белорусская народная сказка «Музыкант - чародей» - слушание
А. Аладов «Мелодия для скрипки» - слушание
Г. Гладков «Песенка друзей» – исполнение
В. Шаинский «В мире много сказок» - слушание (фрагмент)
И.С. Бах «Street prelude» - слушание
Урок музыки в 5 классе.doc
Урок музыки
Класс: 5
Авторсоставитель: Дайлид Валентина Викторовна, учитель музыки МБОУ «Исинская
СОШ»
Тема урока: Музыка звучит в сказках
Цели:
продолжить изучение темы «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»;
показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу
помогает в тяжелую минуту;
через рабочую наглядность (слайд – фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и
доступной форме.
Задачи:
направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в
сказках;
познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые выразительные и изобразительные
возможности;
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять
главное. Через песенный материал развивать вокальнохоровые навыки выразительного
исполнения;
воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.
побуждение к переживанию в обстановке внутреннего эмоционального приятия
художественного произведения
организационный момент;
подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;
сообщение темы и цели урока;
ознакомление с новым материалом;
Дайлид В.В. 1
Тип урока: урок углубления и расширения темы
Методы:
организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:
объяснительно – иллюстративный
частично – поисковый
репродуктивный
стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:
метод эмоциональной драматургии
создание нравственных переживаний
ситуация занимательности
прием сопоставления
сравнение, анализ, обобщение
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные
наглядные
практические
по назначению и дидактическим задачам
приобретение знаний
формирование умений и навыков
применение знаний
повторение
методы педагогики искусства:
Форма обучения: фронтальная
Структура урока:
осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
подведение итогов урока;
постановка задания на дом.
Музыкальный материал:
Норвежская народная песня «Волшебный смычок» работа над выразительностью исполнения
Белорусская народная сказка «Музыкант чародей» слушание
А. Аладов «Мелодия для скрипки» слушание
Г. Гладков «Песенка друзей» – исполнение
В. Шаинский «В мире много сказок» слушание (фрагмент)
И.С. Бах «Street prelude» слушание
Оборудование: мультимедиапроэктор, слайд – фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD – записи.
Ход урока
Оргмомент. Со звонком дети входят в класс под музыку.
На экране проектора приветствие (слайд №1) «Доброе утро, юные любители музыки!»
Учитель: На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было
литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный
вопрос, на который мы с вами пытались ответить?
Дети: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?" (слайд № 2)
Учитель: Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд
(слайд № 3)
(1 стих, 2 сказка, 3 басня, 4 рассказ, 5 повесть, 6 роман ,7 миф, 8 легенда)
Учитель: Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный?
Что было бы со стихами, если бы не было музыки?
Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь
многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто
появлялись вместе с музыкой, т.к. могут существовать только вместе с музыкой.
Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем,
почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит её с
музыкой?
Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое, наблюдаются черты сходства интонация, рифма,
паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.
Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны, мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный, как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка, звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА) (слайд № 5)
(Информация о создании скрипки и характеристика её звуковых возможностей, с
прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник CD "Интерактивный мир"
"Энциклопедия классической музыки")
Учитель: Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?
Дети: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна не
только ему одному. В Норвежской песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая
необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)
Учитель: Почему песня называется "Волшебный смычок"?
Какой характер музыкального языка песни?
Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)
Можно назвать песню музыкальной сказкой?
(ребятам предлагается придумать исполнительский план песни, предусмотрев солистов,
отдельные группы, хор. Далее работа над выразительностью исполнения).
Изучение нового материала.
Дайлид В.В. 2 Учитель: Не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка
литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает,
что музыка не только дружит с литературой, но и находиться среди важнейших тем самой
литературы. Часто музыка становиться главным героем
литературных произведений, где
проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту. Пробуждает чувства, останавливает
зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.
(На фоне звучания песни В.Шаинского "В мире много сказок" появляется (слайд № 7), на
котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок.)
Учитель: Почему нельзя прожить на свете без сказок?
Чему учат сказки?
Назовите сказки, в которых звучит музыка.
Дети: Ответы учащихся.
Учитель: Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены
живописные произведения из различных сказок ("Соловей" Г.Х. Андерсен, "Садко" сказкабылина,
"Золушка" Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?
Учитель: Музыка "звучит" во многих сказках народов мира. Одна из лучших сказок белорусского
народа "Музыкант чародей".
(во время слушания сказки, на рабочем слайде № 9, появляется название сказки, иллюстрация
и сведения о композиторе, музыка которого звучит в сказке)
Анализ прослушанного произведения:
Почему сказка названа "Музыкантчародей"?
Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет?
Почему музыка в сказке сделала чудо?
Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?
Что было бы, если бы музыкант играл на другом инструменте?
Что произошло бы со сказкой, если из неё исключить музыку?
(слайд № 10)
Учитель: Из какой сказки эти герои, кто является её автором? ("Бременские музыканты"
Гримм)
Какое место в ней занимает музыка и почему?
Какие герои появились после создания мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)
Какие песни звучат в мультфильме и кто является их композитором? (Г. Гладков)
( исполнение песни с инсценировкой)
Итог урока.
В ы в о д:
Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в
литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка
помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках
усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.
Домашнее задание. 1 группа сочинить сказку, в которой музыка играла бы главную роль.
2 группа инсценировать эту сказку.
3 группа подобрать музыку и исполнить её во время инсценировки сказки.
Учитель: Закончить сегодняшний урок помогут мне ребята, которые прочитают стихотворение
Б. Окуджавы "Музыкант", рассказывающее о волшебной силе музыке и чарующих звуках
скрипки, способной творить с душой человека невозможное.
( читают стихотворение на фоне музыки И.С. Баха «Street prelude»)
Дайлид В.В. 3 Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать
Из какойто деревяшки,
Из какихто грубых жил,
Из какойто там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и
поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?
Счастлив дом, где пенье
скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное какнибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому
плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь не
долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!
Дайлид В.В. 4 Слайд № 11 – «В добрый путь, юные любители музыки!»
Учащиеся выходят из класса под музыку.
Дайлид В.В. 5
Урок музыки "Музыка звучит в сказках"
Урок музыки "Музыка звучит в сказках"
Урок музыки "Музыка звучит в сказках"
Урок музыки "Музыка звучит в сказках"
Урок музыки "Музыка звучит в сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.