Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Кондинский район ХМАО – Югра
Тюменская область
Конспект урока окружающего мира
Тема: «Рельеф России»
4 класс
Образовательная программа «Начальная
школа 21 века»
Авто разработчик:
Никифорова Анастасия Николаевна
Междуреченский 2018 год Данный урок направлен на формирование представлений о понятиях «рельеф», «гора», «равнина» и развитие умения создавать логико
Пояснительная записка
смысловые модели.
Учитель: Никифорова Анастасия Николаевна
Образовательная программа: «Начальная школа 21 века»
Предмет: окружающий мир
Тип урока:
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Форма проведения: урокисследование
Технологии: логикосмысловые модели
Тема: Рельеф России.
Цели урока:
Формирование представлений с помощью создания логикосмысловой модели о понятиях «рельеф», «гора» и «равнина»;
Формирование умения учиться сравнивать, сопоставлять, анализировать;
Задачи урока:
Формировать представление о понятиях «рельеф», «гора» и «равнина»; умение создавать логикосмысловые модели;
Развивать коммуникативные компетентности обучающихся;
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, делать выводы, умение применять полученные знания при изготовлении модели
рельефа;
Воспитывать культуру общения, умение слаженно работать в группах, выслушивать и уважать мнение других; воспитание любви к родной
природе.
Ожидаемые результаты: Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями: сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии
к волевому усилию к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле, формирование самооценки, проявление в конкретных ситуациях
доброжелательности, доверия, внимательности, помощи.
Метапредметные результаты:
высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;
анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;
Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в группе.
Оборудование:
1. Учебник «Окружающий мир» для 4 класса 2 часть / под ред. В.Н. Виноградовой– М.: Издательство «Дрофа», 2012
2. Карточки для самостоятельной работы в группах, парах.
3. Интерактивная доска, мультимедиа проектор, ноутбук (для учителя).
4. Смайл для рефлексии.
Тип урока: изучение нового материала
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я рада вновь вас видеть.
Подарите друг другу улыбку. Я подарю вам свою улыбку.
Сегодня на уроке нам нужно установить некую обратную связь, я сделаю хлопок, а вы все вместе его повторите. Попробуем. Также дружно
будем работать.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Внимание на экран. Ребята, что вы увидели в данном видеофрагменте (природу, горы, равнины, холмы).
Все эти географические объекты находятся в России. Может быть, ктото знает, как они называются. (Кавказские горы …) Правильность ваших
ответов мы узнаем, соединив части пазла.
Возьмите их и подойдите ко мне. Найдите своих товарищей. У вас 1 минута.
Что объединило вас в группу?
ЗС равнина (правильно, название вашего объекта ЗС равнина). ВЕ равнина (второй географический объект – ВЕ равнина). Кавказские горы (группа
Кавказские горы)
Уральские горы (группа Уральские горы)
Ребята, как нам показать, что мы горы… А теперь изобразим равнины ?
Как нам передать, что эти горы и равнины находятся на территории России?
Верно, взяться за руки и встать в круг показывая, что мы единое целое.
А как назвать горы и равнины одним словом? (неровность, поверхность земли, земная кора). Молодцы, а я добавлю к вашим высказываниям.
Горы и равнины, неровности земли называются рельефом.
У нас образовались новые четыре группы. Группа СЗ равнина садится за стол № 1, группа ВЕ равнина стол 2, группа Уральские горы стол 3,
группа Кавказские горы стол 4.
Назовите тему урока? Тема урока «Рельеф России».
3. Изучение нового материала.
Как можем представить полученные знания? (схемы, таблицы, рисунки, кластеры).
Сегодня будем учиться новому способу представления знаний, составим смысловую модель.
Посмотрите, на что она похожа? (паучок, паутина, солнышко)
Молодцы, мне понравилось сравнение с солнышком. У каждого есть своя модель на парте.
Положите модель перед собой. В центре запишите тему урока РЕЛЬЕФ РОССИИ.
У модели восемь лучей, каждый луч имеет свое название.
На каждом луче есть точки или узлы, определяющие количество ключевых слов. Ребята, вчера на классном часе мы завязывали узлы, чтобы
запомнить изученную информацию, а сегодня изученное на уроке будем обозначать в виде узлаточки на луче. Заполним два луча.
Луч первый и второй это цель урока. Будем двигаться по часовой стрелке.
Сформулируйте цель нашего урока.
Что будем изучать? Рельеф – неровности земли. Научимся различать формы рельефа (горы и равнины). Будем определять по цвету географические
объекты?
Рассмотрите иллюстрации и скажите, какая форма рельефа изображена?.
Что такое гора? Горы – высоко поднятые участки суши.
Что такое равнина? Равнина – земная поверхность без высоких холмов и гор. обширные ровные участки суши, на которых перепады относительных
высот не превышают 200м. Различие равнин по высоте:
Низменность, возвышенность, плоскогорье. Плоские и холмистые. Чем отличаются горы от равнин? Верно, горы высоко поднятые участки суши, а равнины ровные участки.
подпишем узлы третьего луча Формы (горы, равнины).
А также луч номер 3 поможет нам разобраться с обозначением рельефа на карте.
Положите карту перед собой. Рассмотрите и обсудите, как определить рельеф по карте?
Перечислите цвета, с помощью которых определяем рельеф земли (зеленый, коричневый, желтый). Молодцы.
Что показано на карте коричневым цветом? (На физической карте коричневым цветом показаны горы).
Что зеленым? Равнины
Рассмотрите на карте От чего зависит смена оттенка цвета.
На карте внизу есть разноцветная полоска это шкала глубин и высот. За начальную высоту 0 метров — принят уровень Мирового океана.
Глубины морей и океанов изображаются оттенками синего цвета, горы оттенками коричневого, равнины и возвышенности оттенками зеленого и
желтого.
Как связан цвет гор с их высотой? (чем выше, тем темнее) По шкале высот определите, на какой высоте они расположены?
Каким цветом показаны на карте равнины? (зеленым, темнозеленым). Верно – это низменности. Какой еще цвет встречается на части равнин?
Верно – желтый, это возвышенности.
По карте с помощью цветов и шкалы высот определите формы рельефа земли на территории России.
Какая форма рельефа преобладает на территории России?
Молодцы, на территории России преобладает форма рельефа равнины. (на карте показать территории гор и равнин)
Мы с вами заполнились три луча нашей модели, которые помогут нам в дальнейшей работе.
Ребята, вы любите путешествовать?
А куда вы отправитесь, вернитесь к собранной вами картинке.
Полетели.
И так, куда приземлились вы…….
Где оказалась 2 команда…….
3 команда, ваша точка приземления…….
Вы где оказались……
Работа в группах:
Мы с вами путешествуем по географическим объектам России.
Возьмите маршрутный лист, выполните работу в группе по алгоритму в течение 7 минут.
Наше путешествие подходит к концу, и мы отправляемся назад.
Ребята, что вы узнали о изученных географических объектах?
Группа ВЕ равнина – что вы узнали о данной равнине и почему равнина?
Группа ЗС равнина что вы узнали о данной равнине и почему равнина?
Группа Уральские горы – что вы узнали о этих горах, по каким признакам определить, что это горы?
Группа Кавказские горы что вы узнали о этих горах, по каким признакам определить, что это горы? Рассмотрим модель рельефа созданный вами.
4. Закрепление
Молодцы, ребята! Посмотрите, что у нас получилось. Мы создали модель знаний по теме РЕЛЬЕФ РОССИИ. Как ею пользоваться? (Наша
модель это весь материал, который мы изучили)
Рассмотрите ее. Что вы можете рассказать о рельефе России по составленной модели? Попробуйте. Я помогу.
Рельеф России — это неровности суши, которые имеют форму горы и равнины. Гора — это высоко поднятые участки суши и на карте обозначены
коричневым цветом, а равнина – ровная поверхность земли, на карте обозначена зеленым цветом. На территории России преобладает форма равнины.
Изучив вер мы узнали, что ……………………, зср ……………………, уг………………………….., кг……………………….. .
Мы сегодня применили модель на уроке окружающего мира. Предположите, можно ли применить такую же модель на других уроках? Верно,
модель универсальна и ее можно, использовать на любом предмете.
4. Итог
переверните лист с моделью и на обратной стороне листа запишите название объекта живой природы (цветок, дерево, трава, животное и д.р.)
Закончите предложение: Рельеф как единая поверхность земли, похож на ……, потому что………..
У вас 30 секунд.
Я начну……
А теперь заслушаем ваши предложения.
Посмотрите на нашей модели появился восьмой луч. Еще подвигаемся. Встаньте, подойдите ко мне.
Расположите смайл возле того узла как вы считаете прошел наш урок.
Урок полезен, все понятно,
Лишь коечто чутьчуть неясно
Еще придется потрудиться
Да, трудно все таки учиться!
Молодцы, вы активно работали. Спасибо за урок.
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Урок окружающего мира 4 класс на тему "Рельеф России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.