Окружающий мир, 2 класс
Тема: «Что такое экономика»
Цель |
Дать понятие «Экономика» |
|
Задачи |
Научить определять отрасли экономики, пользуясь иллюстрациями; обсуждать их роль в жизни человека. |
|
Планируемый результат |
Предметные результаты |
УУД |
Уметь приводить примеры отраслей экономики; Уметь определять взаимосвязь между отраслями экономики; - сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики |
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке |
Организация пространства
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Литературное чтение (умение осознанного чтения, работа с информацией). Русский язык (умение подбирать однокоренные слова) |
Фронтальная, в группах, индивидуальная |
Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков; Рабочая тетрадь № 1 «Окружающий мир», А. А. Плешаков Наглядный и раздаточный материал: для учащихся; компьютер, проектор, экран; ноутбук. |
1 этап. Мотивация к деятельности
Цель – мотивировать учащихся на изучение темы «Что такое экономика» Ребята послушайте сказку: (Слайд 1)
Жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. « Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.
Чем необычна эта сказка?
Эта сказка экономическая. Давайте подберем однокоренные слова к слову «Экономическая» (Экономить, экономика). И так о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.
Итак, тема нашего урока: «Что такое экономика» (Слайд 2)
Определите задачи нашего урока, используя фразы: (Слайд 3)
Я думаю, что узнаю…
Мне хотелось бы узнать о …
- Мы определили задачи урока, узнаем: (Слайд 4)
- что такое экономика
- какие части экономики существуют - что приводит в движение экономику? Давайте постараемся в этом разобраться.
3 этап. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление места и причины затруднения
В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» –закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд 5)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств реализации.
Работа с учебником с.104. Сережа и Надя спросили у папы: - Что такое экономика? Из чего состоит экономика?
Найдите и прочитайте ответ папы.
Сельское хозяйство, промышленность, транспорт, строительство, торговля.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
Представим экономику страны в виде дерева (Слайд 6)
- Как вы думаете, что будет обозначать каждая веточка? (Отрасли экономики)
Давайте попробуем назвать отрасли экономики:
Как называется отрасль в которой делают игрушки, машины, шьют одежду
(промышленность) (Слайд 7)
- выращивают хлеб, овощи, разводят коров, овец, гусей (сельское хозяйство)
(Слайд 8)
- продают одежду, продукты питания и другое (торговля) (Слайд 9)
-строят дома, заводы, фабрики (строительство) (Слайд 10)
-перевозят грузы, людей (транспорт) (Слайд 11)
- обучают людей (образование) (Слайд 12)
- к этой сфере относятся парикмахерские, мастерские, различные салоны
(сфера услуг) (Слайд 13)
-лечат людей (здравоохранение) (Слайд 14) -Как они взаимосвязаны между собой?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях
Работа в группах. (Слайд 15)
У вас на столе название отрасли экономики. Обсудите в группе и расскажите о ней по плану:
1. Название отрасли.
2. Что производит.
3. Какое значение для людей имеет.
4. Люди, каких профессий трудятся в этой отрасли.
Торговля, сельское хозяйство, транспорт, строительство, промышленность, сфера услуг, образование, здравоохранение.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Работа в рабочих тетрадях с.68 у.2. Взаимопроверка.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Все произведенные различными отраслями продукты, т.е товары можно приобрести за деньги. Экономика не может работать без денег.
Сообщение детей о первых деньгах. (слайды)
1.Вот так выглядели первые (товарные) деньги на Руси. (Слайд 16)
2. Первые металлические деньги на Руси назывались гривны. Модницы стали делать из них ожерелье:-и красиво;-и «кошелёк» всегда под рукой;-и видно какая ты богатая невеста. (Слайд 17)
3. Чтобы не испытывать неудобств, деньги,то есть гривны , решили изготовлять одного веса. Новгородский рубль весил 200 граммов. (Слайд 18)
4. Гривны были слишком тяжелы, поэтому их заменили копейками. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из серебряной проволоки. (Слайд 19)
5. «Орёл» -сторона монеты, где изображён наш герб ,в виде двуглавого орла.
«Решка» -образовалось от слова «решётка» -ранее -переплетение красиво написанных букв -царских инициалов. Ведь деньги могли выпускать только правители страны. (Слайд 20)
6.Первые бумажные деньги изобрели в Китае в VIII веке. А в России они были введены через 1000 лет.
Екатерина II в XVIII веке впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством в 100 рублей.
Называют бумажные деньги БАНКНОТАМИ. (Слайд 21)
7. Во всём мире монеты- «путеводитель» по истории государств, т.к. на них изображались великие личности, легендарные здания, героические эпизоды.
Существует специальная наука, изучает монеты – НУМИЗМАТИКА (Слайд
22)
9. Домашнее задание.
Обязательно. Рабочая тетрадь с.69 у.5,6.
По выбору. Подготовить сообщение. С помощью взрослых найти информацию о том, какие деньги используются в разных странах.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнести цели урока и его результатом, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Учитель: Какие задачи ставили в начале урока, выполнили ли мы их?
(Слайд 23)
Ответы 1-2 учеников.
У вас на столе фигурки животных: предлагаю их расселить в наш теремок к Мышке. Если вам было трудно на уроке- оставляем кошку или собаку на 1 этаже.
На уроке было интересно, но я иногда испытывал затруднения- расселяем животное на 2 этаже. Если вы довольны своей работой на уроке- на 3 этаж.
- Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Я и наши гости очень довольны вами. Урок окончен. (Слайд 24).
Самоанализ урока по окружающему миру, по теме «Что такое экономика».
Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое экономика ». Урок открытия новых знаний. Данный урок соответствует программе «Школа России».
1. Характер взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.
1.1. Мотивирование учебной деятельности организовано с помощью экономической сказки «Теремок».
1.2. Подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробному учебному действию. С помощью фраз (Я думаю, что узнаю… Мне хотелось бы узнать о…) дети определили задачи урока.
1.3. Этап выявления места и причины затруднения представлен виде словарной работы. Учащиеся познакомились со значением слова «Экономика».
1.4. Построение проекта выхода из затруднения представлен - работой с учебником. Поставлен вопрос, на который необходимо найти ответ в учебнике. Дети познакомились с некоторыми отраслями экономики.
1.5. Реализация построенного проекта, следующий этап урока- учащиеся продолжили знакомство с отраслями экономики- в виде дерева.
1.6. Первичное закрепление осуществлялось работой в группах. Детям необходимо было составить рассказ об отрасли по плану.
2. Организация учебной деятельности на уроке.
2.1. Самостоятельная работа - дети выполняли задание в рабочей тетради с последующей взаимопроверкой.
2.2. На следующем этапе урока. Учащиеся познакомились с двигателем экономики (деньги). Заранее подготовленные ученики сделали сообщение.
2.3. Результаты урока
Планируемый результат |
Предметные результаты |
УУД |
Уметь приводить примеры отраслей экономики; Уметь определять взаимосвязь между отраслями экономики; - сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики |
Регулятивные УУД: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке |
2.4. Успешно и целесообразно была организована рефлексия на уроке. Урок начинался со сказки и рефлексия построена на основе этой сказки: дети расселяли животных в теремок к мышке.
3. Роль учителя в коллективной деятельности.
3.1. Деловой стиль общения учителя с учащимися позволил сделать урок динамичным.
3.2. Дискуссия запускалась почти на каждом этапе урока.
3.3. Дискуссия велась в виде: вопрос- ответ ( объяснение детей).
3.4. Каждому ученику осуществлялась эмоциональная и содержательная поддержка.
4. Определить роль ученика в коллективной деятельности.
На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Это помогло ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
5. Выводы по реализации на уроке системно- деятельностного подхода.Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ. Урок цели достиг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.