Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
13.03.2018
Данный урок является первым уроком в серии уроков по теме "Умножение десятичных дробей". Цель урока - формирование знаний о правилах умножения десятичных дробей на натуральные числа и о применении их при решении примеров, а так же на развитие умений выявлять закономерности и обобщать их.
Урок открытия нового знания.doc
Урок открытия нового знания.
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
5 класс
Цели: а) образовательные
формирование знаний о правилах умножения десятичных дробей на натуральные
числа и о применении их при решении примеров;
б) развивающие
развитие умений выявлять закономерности и обобщать их; развитие любозна
тельности; интереса к математике; расширение кругозора учащихся
Оборудование: а) карта
б) чаша, разрезанная на три части
1 в) карточки с заданиями
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
У нас на уроке гости, но пусть вас это не смущает. Слушайте меня внимательно и все у
вас получится.
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали десятичные дроби. Сегодня на
уроке продолжим эту работу и, конечно, узнаем о дробях чтото новое.
Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
Вы знаете, ребята, мне в руки случайно попала загадочная карта, составленная
древними учеными.
Давайте на один урок станем археологами и отправимся в Среднюю Азию. Именно в
Средней Азии, в XV веке впервые были введены десятичные дроби.
Путь на карте ведет к Гранитной пещере. Интересно, что ждет нас там? Но добраться до
нее мы сможем, только выполнив все задания древних математиков.
Итак, отправляемся в путь!
II. Актуализация знаний, умений и навыков и фиксация затруднения в
индивидуальной деятельности.
А вот и наша первая археологическая находка. Какие испытания мы должны пройти? Нам предлагают вспомнить умножение
натуральных чисел.
Представьте в виде суммы произведение:
1) 4а (4а=а+а+а+а)
2) 12* 3 (12*3=12+12+12)
3) Что значит умножить число m на
натуральное число n ? Умножить число m на натуральное число n – значит найти сумму n слагаемых,
каждое из которых равно m.
Ответив на вопрос, вы смело можете шагать вперед. Находка вас другая ждет.
Далее есть пометка.
«Что вспомнил здесь – ты не забудь. Ведь только так продолжишь путь».
Значит, нам все это пригодится.
Идем дальше?
Какие необычные ступеньки.
«Взойдёт наверх лишь только тот, кто быстро и умело счёт ведёт».
Выполните предложенные вам действия.
(Ребята считают устно, поднимаясь по ступенькам. На последних ступеньках они
встречаются с затруднением).
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
Где возникло затруднение? Почему?
При умножении десятичной дроби на натуральное число.
Умножать десятичные дроби на натуральное число не умеем.
Какие задачи стоят перед нами?
Получить правило умножения десятичных дробей на натуральные числа.
Научиться умножать десятичные дроби на натуральные числа, применяя это
правило.
Как бы вы сформулировали тему урока?
«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»
Давайте проверим, угадали вы тему урока.
(Тема заранее записана на доске и закрыта. Открыть тему урока)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Как можно иначе записать произведение 4,2*3? (Вспомните подсказку) Как сумму: 4,2*3 = 4,2 + 4,2 + 4,2 = 12,6
Что будем называть произведением десятичной дроби и натурального числа?
Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых,
каждое из которых равно десятичной дроби, а число слагаемых равно натуральному
числу.
Последняя ступенька: 12,6 * 43 = ?
Как найти произведение? Удобно по определению (через сумму) ?
(эта ступенька показывает, что находить произведение по определению (через сумму)
сложно, неудобно).
Как можно иначе найти произведение?
Умножить в столбик, не обращая внимание на запятую.
Как записать столбик? 12,6
43 .
Неудобно выполнять умножение
12,6
43 .
3 7 8
50 4 . Где поставить запятую в произведении?
54 1 8 Сколько отделить запятой знаков (цифр) ?
Чтобы ответить на этот вопрос, заполните таблицу, обсудите в паре друг с другом
полученные результаты. Сделайте вывод вместе: от чего зависит количество знаков после
запятой в произведении?
1 вариант
Произведение
Запишите в виде суммы
Найдите сумму
1,33 * 3= =
Сколько знаков после запятой в десятичной дроби?
_________
Сколько знаков после запятой в произведении?
_________
2 вариант
Произведение
Запишите в виде суммы
Найдите сумму
1,333 * 3= =
_________ Сколько знаков после запятой в десятичной дроби?
Сколько знаков после запятой в произведении?
_________
Вывод: в произведении отделено запятой справа столько цифр, сколько их отделено
запятой в десятичной дроби.
С какой стороны отделять цифры?
Справа.
12,6
4 3 .
3 7 8
50 4 .
5 4 1,8
Попробуйте сформулировать правило умножения десятичных дробей на натуральные
числа.
Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо
1) умножить десятичную дробь на натуральное число, не обращая внимания
на запятую
2) в полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько их
отделено запятой в десятичной дроби.
Откройте учебник на странице 281. Проверьте себя, такое ли правило мы с вами
получили.
Кто может повторить?
Запишем это правило в виде схемы
1,33 * 3 = 3,99
3
3 9 9
1) х 1,33 2) 3, 99
Мы успешно поднялись вверх.
Лишь один из трех ответов верный. Так что ты внимательнее будь – именно он,
непременно, дальше укажет вам путь.
Ответ 541,8 указывает, что нам двигаться прямо.
За время подъема вы, наверное, устали. Давайте отдохнем.
Физкультминутка: Любопытная Варвара а теперь смотрит вперед
смотрит влево, и немного отдохнет.
смотрит вправо,
Отдохнули? Двигаемся дальше в поисках новой археологической находки. V. Первичное закрепление в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Найди ошибку и объясни ее:
а) 35,47 * 12 = 42, 564
б) 123, 2 * 2 = 2, 464
в) 0,13 * 302 = 392, 6
проговаривать правило
Найди потерянную запятую.
1 вариант 2 вариант
а) 3,1 * 12 = 372 а) 7,2 * 13 = 936
б) 1,25 * 14 = 10750 б) 3,125 * 14 = 43750
в) 0,215 * 23 = 4945 в) 0,46 * 22 = 1012
Поменяйтесь карточками, проверьте по образцу, поставьте оценку.
Кто не допустил ни одной ошибки?
Вы справились, тогда вперед – последняя находка ждет.
Ты у цели почти – лишь ключ
верный подбери.
Имя ученого, который впервые ввел десятичные дроби и правила вычислений с ними –
ключ от двери пещеры.
Давайте узнаем, как звали этого математика.
Выполни умножение. Выбери правильный ответ. Составь слово.
а) 8,9 * 6 (5,34 – О; 52,4 – Е; 53,4 – А)
б) 0,075 * 24 (1,8 – Л; 18 – М; 2,80 – Н)
в) 4,55 * 42 (19,11 – Ц; 191,1 – Ь; 1,911 – Ч)
(Решают на доске. Проговаривать правило)
Далее самостоятельно.
1 вариант
г) 3,75 * 12 (45 – КА; 45,1 – ВА; 4,5 – ТА)
2 вариант
г) 10,45 * 42 (43,89 – МИ; 438,9 – ШИ; 4,399 – ФИ)
Сложите слово. Какое имя получилось у вас? КАШИ
(Пройти, посмотреть у каждого ученика)
Если имя не получилось составить, значит вами допущена ошибка. Пересчитайте пример
дома. Полное имя математика АЛЬ – КАШИ.
Аль Каши работал в г. Самарканде в обсерватории Улугбека, XV век
VII. Рефлексия деятельности.
Произнесем полное имя и войдем в пещеру.
Как вы думаете, что там может быть?
Клад, золото, доска, сокровище, богатство.
Но, странно, пещера пуста. Ребята, мы зря старались?
Совершая это путешествие, мы всетаки стали богаче. Но богатство это иное. Какое?
Наши полученные знания.
А чего вы не знали? В чем было затруднение?
Не знал, как умножать десятичные дроби на натуральные числа.
Какой способ мы нашли? (проговаривают правило)
Мы выполнили задания, оставленные учеными и собрали из осколков чашу.
Наполненную чем?
Нашими знаниями, мыслями. Вот, что ценили ученые и считали это главным богатством.
«Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к
огромным, почти необозримым областям труда и открытий» А. И. Макрушевич.
VIII. Включение в систему знаний и повторений. Домашнее задание.
Где можно использовать наши знания об умножении десятичных дробей на натуральные
числа?
В примерах, уравнениях, в задачах
Можно использовать в повседневной жизни? (пример: покупка товара)
(Купили 3 кг яблок по цене 25,5 руб. за кг)
Дома составьте и решите задачу, в решении которой используется умножение
десятичных дробей на натуральные числа. Нарисуйте к задаче рисунок.
Кто желает, может составить задачу не только на умножение десятичной дроби на
натуральное число, но и на сложение, вычитание десятичных дробей.
Это задание на дополнительную оценку.
П. 34 до стр. 282
№ 1303, 1278 выполняются как на уроке.
Всем спасибо. Молодцы.
Объявление оценок.
(Если останется время)
Задача – шутка
Петух на одной ноге весит 3,6 кг. А на двух?
Задача
Длина прямоугольной комнаты 4,5 м . А ширина 2 м. Сколько требуется коврового
покрытия, чтобы застелить весь пол?
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Урок открытия нового знания. «Умножение десятичных дробей на натуральные числа» ( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.