Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
2 кл
31.03.2018
Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом знаний элемен¬тов перспективы; формирование чувства неразрывной связи чело¬века с природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование урока: для учащихся - альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с водой, кисти, тряп¬ка, большие листы бумаги (A3).«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА.docx
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?».
ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Вид занятия: рисование природы по памяти.
Цели и задачи: изображение природы в различных состояниях; укрепление межпредметных
связей (литература, музыка); учить умению строить пейзажное пространство с учетом
знаний элементов перспективы; формирование чувства неразрывной связи человека с
природой, развитие творческого воображения, восприятия мира; рассказ о творчестве
выдающихся российских художников второй половины XIX века (И. Шишкин, И. Левитан
и другие), традициях реализма, реалистической школы живописи; освоение
художественных материалов; совершенствование изобразительных навыков, образного
представления, зрительной памяти, глазомера; воспитание аккуратности. Оборудование
урока: для учащихся альбом, акварель, гуашь, другие графические материалы, банка с
водой, кисти, тряпка, большие листы бумаги (A3).
Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща»,
«Март», «После дождя. Плес», «Летний вечер», «Первая зелень. Май», «Вечер на Волге.
Плес», «Осенний день», «Сокольники», «Владимирка», «У омута»; В. Серов
«Домотканово», «Цветущие яблоки», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лес зимой», «Лесные
дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На севере диком», «Перед
грозой», «Полдень в окрестностях Москвы»; А. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок»,
«Вид на Московский Кремль. Весна»; А. Куинджи «Березовая роща», «Закат», «Облака»,
«Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Солнечные пятна на инее»; Ф. Васильев «В
крымских горах», «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг»; Н. Ромадин «Река
Керженец», «Цветущий бугор», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна»,
«Лесная деревня», «Ночная тоска»; А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса»; И.
Грабарь «Февральская лазурь»; Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «Трактор на
лесных просторах», «Зеленый шум», «В голубом просторе»; К. Юон «Троицкая лавра
зимой», «Мартовское солнце», «Новая планета», «Купола и ласточки»; И. Айвазовский
«Девятый вал», «Радуга», «Черное море», «Буря на море ночью», С. Жуковский «Лунная
ночь», «Плотина»; В. Бакшеев «Голубая весна»; М. Сарьян «Горы»; А. Остроумова
Лебедева «Зимний день» и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке»,
стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: можно использовать сочинения П. Чайковского из цикла «Времена
года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта, Н. РимскогоКорсакова
фрагменты из оперы «Садко» или начало сюиты «Шехеразада» или начало симфонической
поэмы «Море» М. Чюрлениса.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Все, что делают Мастера Изображения, Украшения и Постройки (братья художники), все
обращено к душе человека, все говорит о человеческих чувствах. Не только люди и звери,
но и сама природа имеет всегда свой характер и свое настроение, которое художник
стремится увидеть, понять, выразить. Пейзаж может быть для нас грозным, радостным,
спокойным, грустным, бурным и нежным. Особенно удобно это увидеть на примере
цветовых решений при изображении моря (сравним репродукции).
Стихотворение:
РИСУНОК
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят,
И дождик их не мочит.
Я сделал розовым быка,
Оранжевой дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.
И эти тучи я потом
Проткнул стрелой.
Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.
Я чёрным точки зачеркнул, И означало это,
Как будто ветер вдруг подул –
И яблок больше нету.
Ещё я дождик удлинил –
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался...
С. Михалков
Ребята, давайте вспомним времена года и состояние природы в каждом времени года. А
также посмотрим на репродукции картин в книгах или выставленных в классе.
Какая погода бывает осенью? Какие цвета преобладают в это время года? Это «теплые»
или «холодные» цвета?
А какие цвета преобладают в зимнем пейзаже? Это «теплые» или «холодные» цвета?
Какие изменения происходят в природе в марте, апреле, мае? Каких цветовых сочетаний
больше в каждом месяце весны?
А какие краски, цветовые сочетания преобладают в летнем пейзаже?
Какое время года тебе ближе и почему?
Многие художники стремились показать природу в разное время суток, передать
настроение утра, вечера, ночи. Посмотрим, к примеру, на репродукции картин... (Учитель,
показывая репродукцию или картину, называет вслух автора, кратко рассказывает о
творчестве художника, о картине.)
Настроение природы в картине и свое настроение можно передать поразному, например, с
помощью цвета.
Вы помните, как можно превратить цвет в нежный, тревожный, тихий? В этом помогают
белая, черная и серая краски.
Настроение в картине во многом зависит и от того, как художник положил краску на
бумагу или холст. Краска может ложиться густыми, выпуклыми бугорками или ровно,
гладко. И тогда можно рассмотреть форму мазков. Они могут быть похожи и на точки,
полосочки, волны, запятые (П. Синьяк «Марсельский порт», К. Моне «Скалы в БельИль»).
Красоту природы, ее состояний в разное время года и дня с любовью и мастерством
передают русские пейзажисты XIXXX вв. Когда внимательно смотришь на эти
изумительные по красоте полотна, возникает ощущение, что ты это видел уже, что ты находился рядом с художником и чувствовал то, что стремился передать живописец.
Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности и выражает эмоциональное
отношение человека к природе. Русские художники XIXXX вв. славились своей
реалистической школой. Тревожное настроение в природе перед грозой и ливнем, во время
дождя или, наоборот, покой, умиротворение после грозы мастерски, со знанием различных
состояний природы переданы в следующих картинах художников (показ имеющихся
репродукций).
Какие цвета преобладают в пейзажах художников?
Объясните, почему в картинах разное время суток так различается по цветовому
решению? Что изменяет цвет всего, что окружает нас в природе? (Освещение.)
III. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное,
радостное и т. д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Дополнительное задание может быть дано на разные состояния природы: «Страшная буря»,
«Грустный вечер», «Светлые дожди», «Солнечное лето», «Утренний дождь весной»,
«Ураган»,
Прочти композиционные схемы пейзажей
Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы
деревьев поособому нежны, что их никак нельзя изображать грубыми, жесткими цветами
(черным, темнокоричневым). Для сравнения смотрим в окно на деревья. Поможет всем
цветам стать нежными, певучими белая гуашь или краска, разбавленная большим
количеством воды. А черная для «утяжеления» цвета, большей его мрачности и
напряженности.
Учитель рисует на доске расположение элементов композиции, записывает термины,
объясняет действия примерно так:
1)Делим горизонтально расположенный лист линией примерно пополам. Это линия
горизонта. Она может быть прямой, а может быть волнистой изображать холмы.
Экспериментируй с акварельными красками и цветными карандашами. Подбери цветовую
гамму к картинам, которые ты видишь в учебнике. Помни об изменении цвета по мере
приближения к горизонту.
2) Рисуем слева, в середине, справа по 12 дерева, справа в небе солнце, слева тучу.
3) Сначала выполняются в цвете небо, земля, затем на готовом фоне (подмалёвок)
деревья. Живопись выполняется в технике мазка. Направление мазков (в одну сторону: слевавниз или справавверх) может задать движение живописи, придать рисунку воздуш
ность.
4) Так как слева мы нарисовали тучку, то в цвет деревьев, земли, неба левой части рисунка
вводим «холодные» цвета. Середина без изменений.
Упражнение.
Теперь попробуйте сами получить возможные оттенки цвета снега (ведь в природе он
только неопытному глазу кажется белым). Для этого добавьте белила в яркие краски.
Полученные цвета используйте, рисуя свой зимний пейзаж.
IV. Итоги урока.
Экспресспросмотр выполненных работ. Требования к работам:
компоновка в листе, пропорциональность, соразмерность, соответствие;
колорит, живописность в образном решении работы, владение материалом, аккуратность
исполнения;
проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы;
наличие названия работы (на обороте рисунка, карандашом). Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: найти в иллюстрациях к детским книжкам изображения разных
настроений в природе.
Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Урок по ИЗО 2 класс «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?». ПРИРОДА В РАЗНЫХ СОСТОЯНИЯХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.