урок по литературному чтению

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Открытый урок по чтению. И.С. Никитин. "Встреча зимы". 2 класс Цели: • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина; • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства; • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию; • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения; • связно рассказывать о своих впечатлениях; • воспитывать любовь к родной природе. У У Д. Личностные: - положительное отношение и интерес к уроку; - формирование эстетического чувства на основе наблюдений за природой; - умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; Познавательные: - воспринимать на слух художественное произведение; - вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы; - выразительно читать стихотворение; - самостоятельно находить значения слов в толковом словаре; Коммуникативные: - работать в паре, высказывать своё мнение; - сотрудничать с одноклассниками, учителем; Регулятивные: - выполнение учебных действий в устной и письменной форме; - осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.
Иконка файла материала открытый урок никитин встреча зимы Шарова Н.В..docx

                 Открытый урок по чтению. И.С. Никитин. "Встреча зимы".

                                                             2 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

У У Д.

Личностные:

      - положительное отношение и интерес к уроку;

      - формирование эстетического чувства на основе наблюдений за природой;

       - умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

Познавательные:

      - воспринимать на слух художественное произведение;

       - вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

       - выразительно читать стихотворение;

       - самостоятельно находить значения слов в толковом словаре;

Коммуникативные:

       - работать в паре, высказывать своё мнение;

       - сотрудничать с одноклассниками, учителем;

Регулятивные:

      - выполнение учебных действий в устной и письменной форме;

      - осуществлять самоконтроль при выполнении заданий.

 

Оборудование: интерактивная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», портрет И.С.Никитина, рисунки, раздаточный материал с напечатанным строфами стихотворения, маркеры-выделители, учебник, тетрадь.

 

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент

Сегодня девизом нашего урока будут такие слова:

Внимательно слушай – и всё услышишь.

Внимательно смотри – и всё увидишь.

Думай – и всё поймёшь!

-Вы принимаете такой девиз?

2. Постановка цели. Актуализация знаний.

 На уроке мы отправимся в мир поэзии, в мир красоты и волшебства.

-А что такое поэзия? (это стихи).

Мы начинаем изучать большую тему. Попробуйте определить её сами.

Ключевое слово спряталось в ребусе. Отгадайте его.

ЗИЛ – Л – МУ – У + КРА – КР (зима).

Наша новая тема, даже целый раздел называется «Зимние картины».

-Ребята, а вы хотели бы, чтобы зима наступила?

-Кто из вас любит это время года?

-А как вы встречаете зиму?

Что же говорят о встрече зимы другие люди, например, поэты.

3.Работа по теме урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с отрывком стихотворения И.С.Никитина, которое называется «Встреча зимы». (с. 110 учебник)

Первичное чтения стихотворения «Встреча зимы».

- Понравилось вам стихотворение?

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (как приходит зима, как её встречают)

-Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения?

(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе...)

Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением.

- Ребята, а у меня для вас новость. Сегодня утром я обнаружила на столе в классе вот этот конверт со снежинкой. Вам интересно, что там? (в конверте записка «Что обозначают эти слова?»)

Словарная работа.

Угрюмый- суровый, неприветливый.

Сумрачный- печальный, мрачный, тёмный.

Полотно- ткань, покрывало.

 Детальный анализ стихотворения.

-На сколько частей вы бы разделили текст? Поясните.

Отвечаем на вопросы из учебника ( 1,2,а 3 вопрос обсуждаем в паре ).

-Какие картины вы бы нарисовали к стихотворению?

-Какие чувства вызывает у поэта природа поздней осени?

-Вспомните произведения русских писателей о поздней осени, в которых выражены такие же чувств (дети вспоминают стихи, читают строчки наизусть)

Физкультминутка

Ветер северный подул

И все листья с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать.

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Выборочное чтение.

  • Можно ли сказать, что И.С. Никитин в стихотворении «Встреча зимы» создаёт подвижные картины природы? (Да, это действительно так.)
  • Проследите, как меняется всё вокруг утром, в полдень, ночью и на рассвете. Выделите эти ключевые слова в стихотворении маркером.
  • Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение посвящено предзимью. Зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)
  • Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их. (Первый снег закрывает грязь кругом, становится чисто, светло и красиво.)

Историческая справка.

Исследовательская работа( сообщение ученицы).

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрыл (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия.
(на интерактивной доске иллюстрации праздника встречи зимы).

 Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

http://festival.1september.ru/articles/590429/img8.jpg

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С.Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.

– Что чувствуют дети?

- А что чувствуете вы, когда смотрите на эту картину?

-Ребята, любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

Физкультминутка для глаз.

Работа над художественными выразительными средствами.

Ребята, найдите в стихотворении сравнения.

( туман облаками вставал, снежок, что белый пушок, снег лежит полотном).

-Какие слова показывают нам, что природа как будто живая?

-Найдите слова в переносном значении.

( дождь стучал, туман вставал, плакал сумрачный лес, угрюмых небес).

-С какой целью автор использует в стихотворении выразительные средства?

Работа в тетради.

Открываем тетрадь с. 33,выполняем задания № 1,2.

1.В отрывке поставить паузы, подчеркнуть слова, которые следует выделить при чтении.

2.Выписать рифмующиеся слова.

-Что такое рифма? (созвучие конечных слогов в словах в конце строк)

Проверяем выполнение заданий ( использую документ - камеру).

Выразительное чтение стихотворения (читают дети).

3.Подведение итогов. Рефлексия.

Отмечается работа детей на уроке.

Что вызвало интерес у вас на уроке?

С какими трудностями встретились?

Кому из вас понравился урок? Возьмите снежинку у меня на столе и прикрепите её на доску.

Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть (по желанию), выполнить задание в тетради № 3 с. 34.