Открытый урок
по литературному чтению
«Зимушка-зима»
Подготовила
учитель начальных классов
Ахметова Г.Н
Литературное чтение 2 класс
Тема урока: «Зимушка-зима»
Тип урока: Урок-обобщение полученных знаний по литературному чтению и знакомство с созданием газетной странички.
Вид урока: интегрированный (окружающий мир, технология, изодеятельность, русский язык).
Оборудование:
1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)
2.Репродукции картин великих художников: Пелевина «Дети в санях», Романова «Причуды зимы», Шишкин «Зима».
3. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “Декабрь” из цикла “Времена года”, Вивальди «Времена года».
4. Листы формата А-3.
5. Раздаточный материал.
Цели урока:
1.Систематизировать представление учащихся о зиме на основе изученных произведений.
2.Развивать: творческие способности обучающихся, воображение, ассоциативного и образного мышления, фантазии, учить видеть прекрасное в обычном явлении природы.
3. Развивать коммуникативные компетентности, умение работать в подгруппах.
4.Формировать метапредметные умения и навыки.
Здравствуйте ребята, уважаемое жюри. Я рада встрече с вами. И надеюсь, что наша встреча будет интересной.
Начинаем урок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…
Что Вы можете сказать о ней?
Легкая, пушистая, красивая…
- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?
- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)
2. Вступительное слово учителя.
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
Я предлагаю вам посмотреть «Зимнюю сказку». (Слайды, музыка)
«Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых одеждах, их ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила всё вокруг.
Прозрачным льдом покрыла лесное озеро, притихло, уснуло оно, как в сказке. Ходит Хозяйка-Зима по горам, по долам в своих белых пушистых одеждах. Заглянула Зима в лес. Яркими солнечными лучами освещены хрупкие березки и могучие дубы. Они стоят, будто очарованные, в этом сказочном царстве. Только вечнозеленые сосны и ели гордятся своими роскошными ветвями. И их Зима нарядила в теплые снеговые шубы. А внизу под ними, словно детишки, кустики да молоденькие деревца укрылись пушистым снежком.
На рябинку, что у самой опушки растет, Зимушка белое покрывало накинула. Ярко-красные кисти прячутся в остатках листвы, словно стыдятся своей красоты. Даже зима не осмелилась сорвать это замечательное ожерелье, осторожно припудрила его пушистым снежком. Так и стоит рябина, щедро угощает ягодками птичек и прохожих.
Спит сказочный лес. Блестят серебром заснеженные поля и долины. Прекрасна картина чародейки-Зимы.
3. Сообщение темы урока.
-Вам понравилась «Зимняя сказка»?
Сегодня мы вспомним все произведения о «Зимушке-зиме» , которые вы изучали на уроках и научимся создавать литературную газету.
- Давайте вспомним произведения, с которыми вы познакомились в разделе: «Зима.»
Для этого я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Назови автора», работать будем самостоятельно.
Вы должны соединить стрелочками фамилию автора и название произведения.
/Конверт со Снеговиком/
1Есенин |
1 «Береза…» |
2Михалков |
2«Новогодняя быль…» |
3Барто |
3«Дело было в январе…» |
4Тютчев |
4«Чародейкою зимою…» |
5Бунин |
5 «Зимним холодом пахнуло…» |
6Бальмонт |
6«Светло-пушистая снежинка белая…» |
Давайте вспомним несколько строк из знакомых произведений.
-Ребята, а как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?
( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)
-Сегодня мы с вами будем учиться создавать газету.
-Как вы думаете, что можно поместить в газете?
(стихотворение, рисунки, пословицы…)
-Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета «Зимушка-зима», которую вы поместите в свой уголок природы… А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.
-Работать над созданием газеты вы будете в группах.
Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.
Работа в подгруппах.
4. Основная часть урока.
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат ватман и конверты. Откройте конверт под №1, в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приложите заготовку на вашу страницу.
Варианты названия странички:
1. Гостья- зима.
2. Волшебница- зима.
3. Матушка – зима .
4. Чародейка-зима.
5. Проказница – зима.
6.Снежные узоры
7.Зимние забавы
8.Зимушка-зима
Задание №2.
Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья, проказница. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму.
Что вы представляете, когда слышите слово «зима»? (ассоциации).
Откройте конверты под №2, возьмите картинку и запишите свои ассоциации к ней ( достаточно 2-х слов). Приклейте заготовку на страницу, по вашему усмотрению. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты.
По окончании работы дети зачитывают ассоциации.
А теперь каждая группа прочитает свои ассоциации
Задание №3.
Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов.
Репродукции картин великих художников: Пелевина «Дети в санях», Романова «Причуды зимы», Шишкин «Зима».
На этих картинах каждый художник показывает зиму в разные периоды. У Пелевина – первый снег воздушный, пахнущий нежной свежестью;
у Романова – зима имеет сказочный вид;
у И.Шишкина изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого.
Я предлагаю вам одну из предложенных картин поместить на свою страничку. Откройте конверты под №3.
Физ. минутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Задание №4.
Откройте конверты № 4. Вставьте пропущенные буквы в стихотворение. Подберите к своему стихотворению картинку и приклейте на вашу газетную страницу. Проверка.
Задание №5.
Зима в России долгая, снег лежит долго. Когда смотришь на снег, трудно представить, что он состоит из маленьких снежинок. Во время снегопада я поймала несколько снежинок. Рассмотрела их. Очень красиво?!
Все снежинки – сестры, но нет среди них близнецов.
Ребята, а вы разглядывали когда-нибудь снежинки. (слайд со снежинками)
Сколько лучиков у каждой снежинки? 6 лучей
Конверт №5. Я предлагаю снежинками оформить вашу страничку. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “Декабрь”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.
Но я вас еще хочу предупредить, что снег бывает не только мягким, пушистым, но и твердым. Когда на снегу образуется твердая корка – наст, снегом можно даже пораниться, поэтому будьте осторожны.
Ребята украшают снежинками свои страницы.
Конверт №6. А еще, я предлагаю вам на страничку поместить картинку с вашими любимыми зимними забавами и зимними заботами.
5. Сейчас мы проведем выставку газетных страничек. -Из газетных страничек вы обязательно сделаете зимнюю газету и украсите ими «Уголок природы».
6. Итог урока. Рефлексия.
Подошёл к концу наш урок. Спасибо ребята! Мне очень интересно было работать с вами. (показ солнышко) А вам?
Найдите конверт с картинкой «ребята», в нем лежат солнышки и тучки. Если вы довольны своей работой, то выберите солнышко. Если вы не очень довольны своей работой, то выберите тучку.
Урок окончен. Спасибо!
Приложение
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: « Зимушка - зима»
Тип урока: Урок-обобщение полученных знаний по литературному чтению и знакомство с созданием газетной странички.
Вид урока: интегрированный (окружающий мир, технология, изодеятельность, русский язык).
На уроке были поставлены следующие цели педагогической деятельности:
· Учить анализировать, выделять главное сравнивать, сопоставлять.
· Закрепляем знания детей о знакомых произведениях, осмысливать свой опыт и литературную образованность на примере дидактической игры.
· Создавать условия для формирования умений и навыков общения и взаимодействия при работе в группах.
· Воспитывать доброту, чуткость внимание и любовь к окружающей природе.
В течение урока выдерживалась модель ВЫЗОВ - ОСМЫСЛЕНИЕ – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
На стадии ВЫЗОВА были созданы условиям для того, чтобы ученик актуализировал имеющиеся знания и опираясь на них был организован обмен мнениями, мыслями и предположениями. Информация выслушивается, записывается и обсуждается. Работа ведется индивидуально и группах.
На стадии ОСМЫСЛЕНИЯ (реализации) было организовано получение информации на основе имеющихся знаний, тонких и толстых вопросов. Так же учащиеся обменивались мнениями по поставленной проблеме, т.к. мнение каждого ученика ВАЖНО. Была проведена работа в группах
На стадии ДЕЯТЕЛЬНОСТИ было организовано осмысление полученной информации; обмен мнениями и самооценка усвоения знаний по теме.
Считаю, что урок поставленной цели достиг. Убеждена, что используемые технология (здоровьесберегающие, информационные, компетентностно-ориентированные), способствует созданию на уроках открытости и сотрудничества, повышают интерес к изучаемому материалу, развивает умение по филосовски мыслить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.