Математика на страже здоровья
Цель урока: формирование у учащихся правильного представления о здоровом образе
жизни посредством решения математических задач о здоровье.
Задачи:
Образовательные: повторить решение текстовых задач на дроби, проценты, задач,
решаемых с помощью уравнений, пропорций.
Развивающие: развивать познавательный интерес к математике с помощью
решения нестандартных задач, содержащих реальные знания.
Воспитательные: воспитывать учащихся умение ценить, уважать и беречь свое
здоровье путем правильного образа жизнедеятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (задачи для классной работы
и для дом работы)
Ход урока
I. Организационный момент.
Человеческое тело можно сравнить с огромным зданием, состоящим из миллиардов
«кирпичиков» клеток. Клетки образуют ткани. Ткани объединяются в органы.
Слаженная работа всех органов – счастье для человека.
Сегодня на уроке мы будем решать не простые задачи по математике. Сегодня с помощью
задач мы попытаемся найти ответ на вопрос, который задают себе люди в разном возрасте.
Что же самое главное для человека?
«Потерял деньги – жалко,
Потерял время – досадно,
Потерял здоровье – безнадёжно»
Георгий Львович Ратнер
(советский и российский хирург, основатель куйбышевской школы сосудистой хирургии,
доктор медицинских наук, заведующий кафедрой факультетской хирургии Самарского
государственного медицинского университета, председатель Самарского общества
хирургов)
От чего же зависит наше здоровье? И можно ли способствовать его улучшению, прежде
всего, в детей и подростков?
По оценкам специалистов, здоровье людей зависит
условия питания
режим труда и отдыха образ жизни 50—55 %
нормальная двигательная активность
экология 23 % наследственность 18 %
от здравоохранения 10 %
Посмотрите на диаграмму и ответьте на вопрос: каким цветом на диаграмме показан
сектор экология? (зеленый)
II. Постановка проблемы
Стоит ли нам сейчас говорить о вашем здоровье, если вам всего 1214 лет?
Попробуем провести небольшие исследования.
Исследование 1.
ТЕСТ: Ответьте на следующие вопросы. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и
подсчитайте сумму.
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней
оставаться в постели.
5. Я не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
Результаты.
12 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни
в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
36 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже
чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
710 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще
в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки.
Конечно, вы вправе не согласиться с этими результатами.
Исследование 2.
Индекс массы тела. Создан был этот параметр для первичной диагностики состояния
пациента, а именно степени ожирения и риска сопутствующих заболеваний.
Для расчета ИМТ необходимы 2 параметра – вес (масса) тела и рост.
Итак, как рассчитать индекс массы тела для взрослого человека? Во всем мире это
делается по довольно простой формуле:
Формула для расчета ИМТ ИМТ – индекс массы тела (кг/м² )
m – масса тела человека в килограммах;
h – рост человека в метрах.
Если проще, это выглядит так: Вес / рост х рост. Считаем и смотрим по графику:
Исследование 3.
С начала учебного года прошло 26 недель. Еженедельно учащиеся 6а класса в
составе 26 человек посещают 29 уроков. По данным электронного журнала в первой
четверти учащиеся по болезни пропустили 380 уроков, во второй – 752 урока, за
истекший период третьей четверти – 551 урок.
Какая часть уроков была пропущена учащимися? Ответ выразите в
процентах.
III. Решение проблемы.
Может уже хватит исследований? Пора заняться решением проблемы, а если эти расчеты
вас еще не убедили, то народная мудрость гласит: "Здоровому все здорово". Вести
здоровый образ жизни сейчас модно и совсем не сложно нужно соблюдать основные
правила здорового образа жизни. Именно в детстве закладывается путь развития, по
которому человек будет следовать до конца жизни.
Давайте задумаемся о своем образе жизни.
С чего должен начинаться день любого человека заботящегося о своем здоровье?
Правильно с утренней гимнастики. Она должна быть легкой для организма, ведь мы только
только проснулись. А с чего надо начинать урок математики?
« Устный счёт – гимнастика ума.
1. Расположите числа, выражающие потребность витаминов в день в порядке убывания.
2. Назовите витамин, с самой маленькой суточной потребностью.
3. Назовите витамин, суточная потребность которого для организма человек
составляет 1,5 мг.
4. Уменьшите суточную потребность всех витаминов, указанных в таблице в 100 раз.
5. Рассчитайте суточную потребность организма во всех витаминах. (Задание выполняется
по цепочке)
Таблица: Суточная доза основных витаминов для человека.
Название витамина.
Суточная доза в мг.
А – ретинол
С аскорбиновая кислота
Д – кальциферол
Н – биотин
В1 – тиамин
1,1 мг
80 мг
0,02 мг
0,15 мг
1,5 мг В2 – рибофлавин
В6 – пиридоксин
Р рутин
Проснулись, пора в душ.
« Задача 1.
1,7 мг
2,2 мг
50 мг
По подсчетам ученых вирусы, грибы, бактерии и гельминты составляют примерно 5%
ВЕСА НАШЕГО ТЕЛА !!!Среди них есть как сапрофиты (т. е. которые живут и
сосуществуют не вызывая заболеваний) , так и патогены ( возбудители различных
заболеваний, которыми человек заражается ), которые нужно санировать . Посчитайте свой
чистый вес.
К сведению лентяев:
Во рту среднестатистического человека содержатся миллиарды бактерий. Если
человек одни сутки не почистит зубы, то во рту бактерий станет больше, чем людей
на планете Земля.
Завтрак
« Задача 2.
Чтобы быть здоровым, человек должен каждый день употреблять 3 г белков на
каждые 4 кг своего веса. Вычислите количество белков, необходимо для вашего веса.
« Задача 3.
Из молока получается 22% сливок, из сливок получается 18% масла. Сколько масла
получается из 10 кг молока?
Школа
В школе на уроках вы работаете умственно, вы тратите много энергии, и её нужно
восполнять для работы головного мозга, для роста мышц. Поэтому взрослые озабочены
питанием учащихся в школе, вам предлагается организованное питание.
« Задача 5.
В 4а классе 25 учеников. В школьной столовой завтракают 76 %. Сколько человек в
4а классе заботятся о своем режиме питания?
Решение: 25 * 0,76 = 19 человек; Ответ: 19 человек.
« Задача 6.
Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи изпод ногтей содержится
38.000.000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же
это микробов?
Решение: 38.000.000 * 1/100 = 380.000; Ответ: 380.000.
Вот поэтому необходимо мыть руки перед едой! « Задача 7 (на режим дня).
Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного
сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, 1/16 части суток
должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего
задания должна занимать 5/12 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг
составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Сколько
времени остается на времяпровождение около телевизора и компьютера?
Решение: 24 * 0,25 = 6 часов – уроки в школе;
6 * 1,5 = 9 часов – ночной сон;
1/16 * 24 = 1,5 часа – активный отдых;
6 * 5/12 = 2,5 часа – подготовка уроков;
1,8 * 2,5 = 4,5 часа – занятие по интересам;
24 – 6 – 9 – 1,5 – 2,5 – 4,5 = 0,5 часа – телевизор и компьютер; Ответ: 0,5 часа.
« Физминутка. Сейчас я проверю, как вы меня слушали, была ли у вас утомляемость.
Если вы согласны с утверждением, то проводим массаж биологических активных точек
на лице, если вы не согласны, то массируем точки, связанные с деятельностью коры
головного мозга (уши).
Согласны ли вы, что зарядка это источник бодрости и здоровья? (да)
Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (нет)
Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10000 человек? (да)
Верно ли, что бананы поднимают настроение? (да)
Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (да)
Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)
Отказаться от курения легко? (нет)
Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (да)
Правда ли, что ребёнку достаточно спать ночью 5 часов? (нет)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Мальчик лёг спать в 11 часов вечера и проснулся в 7 часов утра. Ведёт ли мальчик
здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10–11 часов в сутки? (не, 8
часов)
Согласны ли вы, что курение приводит к кашлю (да)
Поднимите руку, кто никогда не болел. Кто болел один раз в год, кто больше. Мы
11.
привыкли, что человеку свойственно болеть, а ведь это не так.
Давайте сменим установку и запомним, что человеку свойственно быть здоровым!
Учёные доказали, что человек должен жить 150–200 лет. Как этого можно добиться.
Одним из уникальных способов является занятие физкультурой и спортом. (слайд 7)
« Задача 8
Бегун пробежал 250 м за 36 секунд. Найдите среднюю скорость бегуна
на дистанции. Ответ дайте в километрах в час.
Экология.
« Задача 9
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления –
децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20 – 30 дБ практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается
громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 дБ. Звук в 130 дБ
уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.
Недаром, в среднем веке существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона
мучил и медленно убивал осужденного.
Сравните силу звука различных источников с допустимой границей:
шелест листвы и шум спокойного прибоя – 20 дБ;
громкая речь – 6070 дБ;
пылесос – 70 дБ;
громкая музыка – 120 дБ;
шум уличного транспорта (мотоцикл, автобус, грузовик) – 80 – 100 дБ;
шум реактивного самолета при взлете – 140 дБ;
шум космической ракеты – 175 дБ.
« Задача 10
В местах расселения людей веками накапливались отходы, особенно в городах
долгожителях, которые вырастали на слоях отходов. Археологи называют их
культурными слоями. Толщина такого культурного слоя в Париже достигает 20м, в
Лондоне – 25м, в Москве– 24м, а в Киеве –44м. Определите среднюю толщину
культурного слоя в этих городах.
Такие культурные слои могут оказаться очень опасными, поскольку совсем еще
недавно, какихнибудь 3050 лет назад, не существовало правил захоронения
отходов, в том числе опасных. Сейчас при расширении огородов строители нередко
натыкаются на такие слои, но чаще их не обнаруживают и строят прямо на опасном
месте.
Наследственность
« Задача 11 (о продолжительности жизни). Средний человек проводит во сне 1/3
своей жизни, еще 50 лет он бодрствует. Какова средняя продолжительность жизни
человека?
Решение: 1) 1 – 1/3 = 2/3 жизни приходится на активную жизнь; 2) 50 : 2/3 = 75 лет –
средняя продолжительность жизни человека; Ответ: 75 лет.
« Задача 12
Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4
продолжительности жизни мужчины. На сколько лет дольше в среднем живут в России
женщины, чем мужчины? (на 15 лет)
75 – это5/4
Чтобы найти число по его дроби нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель.
75:5*4=60
7560=15
Ответ: на 15 лет Здравоохранение
« Задача 14
Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 21 дня.
В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок
хватит на весь курс лечения?
« Задача 15
Одна таблетка лекарства весит 20 мг и содержит 5% активного вещества. Ребёнку в воз
расте до 6 месяцев врач прописывает 1,4 мг активного вещества на каждый килограмм веса
в сутки. Сколько таблеток этого лекарства следует дать ребёнку в возрасте четырёх меся
цев и весом 5 кг в течение суток?
« Задача 17.
Норма суточной потребности учащихся в различных витаминах составляет в среднем
125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов.
Сколько мг витаминов ворует у себя ученик, который успевает выкурить 2 сигареты
на перемене за углом школы?
Решение: 125* 0,2*2 = 50 мг.; Ответ: 50 мг.
IV.Итог урока.
Урок подходит к концу. И мне хочется вам рассказать одну маленькую легенду.
Давнымдавно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный
из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать
ответа?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между
ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он
подошел к Мастеру и спросил:
– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их
ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках.
Вот и со здоровьем так: все в наших руках.
V. Рефлексия.
У нас весь урок на доске написаны слова известного советского хирурга, я не стала
обращать ваше внимание на него раньше. А вот теперь пришла пора спросить:
что вы думаете по этому поводу?
вы согласны с автором этих слов?
есть ли у вас свое отличное мнение по поводу вашего здоровья?
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Урок по математике " Математика на страже здоровья" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.