Урок по математике "Сравнение десятичных дробей"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку 5 класс "Сравнение десятичных дробей"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Сравнение десятичных дробей.doc
Урок в 5 классе.   Тема урока: Сравнение десятичных дробей. Цели урока:  1. Создание условий для изучения правила сравнения десятичных дробей и умения его применять; повторение записи  обыкновенных дробей в виде десятичных, правило сравнения натуральных чисел; 2. Продолжение работы по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, определять и объяснять понятия; 3. Формирование коммуникативной компетентности, умения аргументировать свои действия, воспитания самостоятельности,  трудолюбия. Оборудование: карточки учета, учебник, дидактический материал, раздаточные карточки (тест), портрет С. Стевина, таблица  «Сравнение десятичных дробей». Мультимедиа проектор,  презентация. Ход урока 1. Организационный момент Эмоциональный настрой на урок. Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. – Здравствуйте, садитесь! Я рада всех вас видеть. Пожелаем скорейшего выздоровления тем, кто сегодня не присутствует на уроке. Я знаю каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Скрестите шпаги ваших мнений Мы вместе сочиним урок!             Слайд № 1 2. Мотивация урока.  «Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их»,­ советовал учащимся  известный американский математик Джорж Пойа. Слайд № 2 Решение любой достаточно трудной задачи требует напряжённого  труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. И сегодня на уроке нам предстоит решить новую для нас задачу – научиться сравнивать десятичные дроби. Ведь сравнение чисел очень важная операция, с которой мы сталкиваемся в  повседневной жизни. Хочу сообщить вам довольно интересную новость. Сегодня в нашем классе работает детективное агентство. Агентству требуются  новые работники.  А вы знаете, кто такие детективы? “Детектив” ­ частный сыщик, специалист по раскрытию преступлений. Сегодня каждый из вас узнает, какие качества характера присущи настоящим детективам. Чтобы попасть в детективное агентствонеобходимо проверить себя в различных ситуациях. Результаты испытаний вы будете заносить в личную карточку. Подведя итоги в  конце урока, мы узнаем, кто же из вас получит квалификацию: «высокий уровень» – детектив; «достаточный уровень» – инспектор;  «средний уровень» – помощник детектива. А девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет».  Запишите свои данные в личную карточку. Настроение в начале урока: рисуют смайлики.  Также хотелось бы узнать, кем бы вы  хотели работать в данном агентстве. Запишите в личную карточку. Ф. И.                                                                                  класс Настроение в начале урока   Настроение в конце урока Вид задания Получен­ный балл Заявление (проверка д/з) 5 баллов 5 баллов 5 баллов 4 баллов 1 балл 20:4 Форма проверки Максимальный балл учителем взаимопроверка взаимопроверка  самопроверка  самопроверка № 1. 2. Название фирмы (данетка) 3. 4. Логическая задача. 5. Бонус. Оценка за урок: Оцени свою работу на уроке:  Желаю всем удачи! 3. Актуализация опорных знаний.   Проверка д/з. Все ваши заявления о приеме на работу (тетради с домашней работой) тщательно изучены. И результаты проверки вы заносите в  ваши личные карточки в раздел «Заявление». Максимум – 5 баллов. Все вы достойны стать сотрудниками детективного агентства.  Игра «Данетка». Но сначала  выясним его название. Для этого, работая самостоятельно, выберите из предложенных записей букву верного  высказывания. Подсказка – название агентства состоит из 6 букв. 8 Ф   10 Ответ: Фемида. “Фемида” ­ греческая богиня правосудия. Взаимопроверка. Оценивание – максимум 5 баллов. Результаты заносим  в личную карточку. Слайд № 3 =3,4      О   48см=4,8м      И  7,20=7,2      Л   0,5=0,05     Д  2,5000=2,5      А   15=15,00 =0,8        А   14 =14,5       Е  1 =1,001      М  Тест. 5 100 1 1000 34 10Детектив должен быть классным стрелком. В нашем случае – это точное определение места нахождения запятой в записи  десятичных дробей.  Работа у доски. Ученики записывают под диктовку десятичные дроби.  7 целых 8 десятых  2 целые 25 сотых  0 целых 92 сотые  12 целых 3 сотых  24 целые 24 тысячные  7 целых 7 десятых  7 целых 7 сотых  7 целых 7 тысячных  0 целых 5 десятитысячных Детектив должен обладать хорошей памятью. Проверим, насколько прочны ваши знания по теме «Сравнение натуральных чисел». Как выполняется сравнение натуральных чисел? Выполнение задания у доски.  Сравни: 1) 326…362; 2) 1999…2002; 3) 985…1304; 4) 43***…48***; 5) 38*…1***; 6) 6*9…96*; 7) 83,04 … 63,7 Как вы считаете, что  для этого нужно знать?  Что мы сегодня будем изучать?  4. Усвоения новых знаний и способа действий. Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения позволяет детективам “выводить преступников на чистую воду”. И вам  предстоит сейчас первое испытание ­ раскрыть дело под названием «Сравнение десятичных дробей». Т.к. иногда детективы  работают командой, то и вам придется поработать над данным делом группой по 4 человека.  Итак, материал дела №1. №1. Сравните:2,48 и 4,7 15,01 и 9,345 Обсуждение в группах. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод. Переходим к материалу дела №2. №2. Сравните:  4,35 и 4,06  57,8 и 57,3 0,132 и 0,102  Обсуждение в группах. Что вы заметили общего в этих примерах? Объясните, как вы действовали. Переходим к материалу дела №3. №3. Сравните: 2,7 и 2,59 60,7 и 60,376 15 и 15,1 Обсуждение в группах. Объясните, как вы действовали. Сделайте вывод. Итак, какое же наше решение по данному делу? К какому выводу вы пришли? По итогам выполнения примеров №1­№3 составьте алгоритм сравнения десятичных дробей.  Затем, подведение итогов с помощью таблицы «Сравнение десятичных дробей»        Слайд № 4   5. Физкультминутка.    Не секрет, что у хорошего детектива зоркий глаз и отличная физическая подготовка.    Проведем  небольшую зарядку. Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить,  Эти лёгкие движенья  Предлагаю повторить.  Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое?И закроем их скорей.  А теперь по кругу быстро,  Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно,  Ну, а дальше будь здоров! 6. Первичное закрепление нового материала. Решить у доски письменно  1172  0,8700=0,87;  0,54100=0,541;  35,000=35;  8,40=8,40000.  1173  1,800;  13,540;  0,789. №    №     №      1174  2,5;  3,02;   20,01.  Какое правило использовали при выполнении этих заданий? Сравнение десятичных дробей. Закончите предложения. а) Если в записи десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей, то получится дробь, равная  данной дроби. б) Если в записи десятичной дроби отбросить  справа один или несколько нулей, то получится дробь, равная данной дроби.           Работа в парах. Очередное испытание кандидатам в детективы – работа с шифровкой. Расшифруйте имя и фамилию великого математика,  расположив числа: 1) в порядке возрастания:   3,02   О         2,23   И 2) в порядке убывания:     7,07     И       7,77     С            7,077  В      7,707    Т            7      Н        7,7   Е    3,2     Н         2,3    М          2,03   С Историческая справка:  Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей  книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в  Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения  целой  части от дробной ставил нуль в кружочке.  Трактат Стевина содержал практическое описание  арифметики десятичных дробей, а также пылкую и хорошо аргументированную пропаганду  полезности их применения, в частности, в системах мер и монетном деле.      Слайд № 5 Ответ: Симон Стевин. 7. Самостоятельная работа.Смекалка и настойчивость позволяет детективам распутывать даже самые сложные дела. Предлагаю вам пройти следующее  испытание. Решив тест, составьте из букв слово – код и вы узнаете еще одно качество, которым должен обладать хороший  детектив. Тест.  Вариант 1 1. Выберите правильную запись сравнения дробей 5,894 и 6,1: к) 5,894 > 6,1;                      е) 5,894 = 6,1; л) 5,894 < 6,1;                      г) свой ответ. 2. Выберите правильную запись сравнения дробей 0,529 и 0,57: о) 0,529 < 0,57;                    в) 0,529 = 0,57; и) 0,529 > 0,57;                    д) свой ответ. 3.     Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 5,688 < 5,6*1: а) 8;     г) 9;    н) 0;     р) 8; 9. 4.    Между числами 2,3 и 3,1 заключено натуральное число: м) 2,4;                            н) 2; и) 3;                                г) свой ответ. 5.  Укажите значение х, при котором верно неравенство 2,5 < x <2,6:  с)2,5;    б) 2,50;    к) 2,51;   а) 2,6. 6.  Числа 4,41*;  4,*2;  4,31*5 записаны в порядке убывания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие  осталось верным.  т) 5;             в) 2;                 а) 3;         л) свой ответ.  Выберите правильную запись сравнения дробей 56,913 и 59,1: Вариант 2 1. а) 56,913> 59,1;                      в) 56,913= 59,1; л) 56,913 < 59,1;                     с) свой ответ. 2.     Выберите правильную запись сравнения дробей 0,634 и 0,67: о) 0,634 < 0,67;                    а) 0,634 = 0,67; р) 0,634 > 0,67;                    д) свой ответ.3.    Замените значок «*» цифрой так, чтобы полученная запись была верной 0,7*5 < 0,725: а) 1;     т) 0;    г) 0; 1;     д) 2. 4.       Между числами 5,9 и 6,4 заключено натуральное число: е) 5;                               в) 7; и) 6;                               г) свой ответ. 5.    Укажите значение х, при котором верно неравенство 3,7 < x <3,8:  с)3,70;    г) 3,8;    к) 3,72;   а) 3,9. 6.      Числа 5,2*;  5,**;  5,*4 записаны в порядке возрастания. Вместо звездочки впишите одну и ту же цифру так, чтобы условие  осталось верным. а) 3;             п) 4;                 и) 5;         б) свой ответ. Ответ – логика. Выполняем взаимопроверку. Максимум – 5 балло 7. Логическое задание. Действительно, детектив должен иметь хорошо развитое логическое мышление. И вам предстоит пройти еще одно испытание. Работая в парах, установить соответствии в следующей задаче. Логическая задача.          Таня,  Оля,  Наташа,  Катя  и  Ира  измерили  свой  рост.  Получились  результаты:  1,3 м,     1,47 м,   1,5 м,   1,4 м,   1,38 м.   Известно,  что  Оля  ниже  Наташи,  но  выше  Тани.  Катя  выше  Наташи,  а  Ира  ниже  Тани.  Найдите  рост  каждой  девочки. Ответ: Таня­1,38м Оля­1,4м Наташа­1,47м Катя­1,5м Ира­1,3м             Слайд № 6 Затем – самопроверка. Максимум – 5 баллов. Бонус – за чистоту записей в рабочей тетради.  8. Итоги урока. Рефлексия. Д/з. Вы прошли все испытания. Кастинг завершен. Пришла пора узнать, какую квалификацию вы можете получить в детективном  агентстве. Оценка ­ сумма баллов делится на 4.Нашли мы то, что искали? И что мы с вами нашли? Повторите алгоритм сравнения десятичных дробей.  Кто получил ту  квалификацию, которую планировал в начале урока? Принцип «Микрофон»: ­что понравилось? ­что вызвало затруднение? ­за что можете себя похвалить?  Кто получил ту квалификацию, которую планировал в начале урока?       Слайд № 7 Домашнее задание: Выучить п. 31. повторить п. 30;   1200  3,573<3,581;   8,605>8,59;  7,299<7,3;  6,504<6,505;   3,29<3,3;   4,85>0,1. Сделать дома три карточки (размеры 10 см  10 см). На одной карточке черным цветом знак «<», на другой – красным цветом «>», на третьей – синим цветом знак «=». №    Сообщение «Интересные факты из жизни С. Стевин».    Слайд № 8 Притча: Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец  остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый  день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно  выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в  строительстве храма!». ­Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок. ­Кто работал так, как первый человек, изобразите в личной карточке «…». ­Кто работал добросовестно, «!?». ­Кто принимал участие в строительстве храма «Знаний», «!».                  Поблагодарим друг друга за хорошую работу аплодисментами. Все качества, которые я перечислила вам за урок, присущи не только детективам, но и тем, кто увлечен математикой, кто  стремится постичь все ее тайны и законы. Давайте еще раз вспомним их!  Слайд № 9 А завершить урок я хотела бы небольшим стихотворением: Дроби всякие нужны, дроби разные важны. Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.Если будешь дроби знать, точно смысл их понимать,                      Станет легкой даже трудная задача.                 Спасибо за урок!         Слайд № 10