Тема Кратковременная контрольная работа № 3
по теме «Параллельные прямые»
Сумма углов треугольника.
Цели: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Параллельные прямые» и применение знаний к решению задач.
доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; рассмотреть задачи на применение доказанных утверждений.
У р о к №
Тема Кратковременная контрольная работа № 3
по теме «Параллельные прямые»
Сумма углов треугольника.
Ц е л и : проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Параллельные
прямые» и применение знаний к решению задач.
доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести
понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников;
рассмотреть задачи на применение доказанных утверждений.
I. Организация учащихся на выполнение работы.
II. Выполнение работы по вариантам.
В а р и а н т I
1. Отрезки ЕF и РD пересекаются в их середине М. Докажите, что РЕ ||
DF.
2. Отрезок DМ – биссектриса треугольника СDЕ. Через точку М проведена
прямая, параллельная стороне СD и пересекающая сторону DЕ в точке N.
Найдите углы треугольника DМN, если СDЕ = 68°.
1. Отрезки MN и EF пересекаются в их середине P. Докажите, что ЕN ||
В а р и а н т II
MF.
2. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВС. Через точку D проведена
прямая, параллельная стороне АВ и пересекающая сторону АС в точке F.
Найдите углы треугольника АDF, если ВАС = 72°.
В а р и а н т III
(для более подготовленных учащихся)
1. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВС. Через точку D проведена
прямая, пересекающая сторону АВ в точке Е так, что АЕ = ЕD. Найдите углы
треугольника АЕD, если ВАС = 64°.2. На рисунке 14 АС || ВD, точка М – середина отрезка АВ. Докажите, что М –
середина отрезка СD.
В а р и а н т IV
(для более подготовленных учащихся)
1. Отрезок DM – биссектриса треугольника СDЕ. Через точку М проведена
прямая, пересекающая сторону DЕ в точке N так, что DN = MN. Найдите углы
треугольника DMN, если СDЕ = 74°.
2. На рисунке 15 АВ || DС, АВ = DС. Докажите, что точка О – середина
отрезков АС и ВD.
III. Изучение новой темы Сумма углов треугольника.
. Изучение нового материала.
1. Р е ш и т ь задачу по готовому чертежу на доске (см. рис.).
На рисунке ВD || АС.
Найдите
сумму
углов
треугольника АВС.
2. Вслед за решением этой задачи перед учащимися ставится в о п р о с :
случайно ли сумма углов данного треугольника АВС оказалась равной 180°
или этим свойством обладает любой треугольник?
Поиск ответа естественно приводит к формированию теоремы о сумме углов
треугольника.
3. Д о к а з а т е л ь с т в о т е о р е м ы о сумме углов треугольника (рис. 124
учебника).
4. У с т н о р е ш и т ь задачи №№ 223 (а, б, г), 225, 226.
5. Перед введением классификации треугольников по углам (п. 31) учащимся
задается в о п р о с : «Может ли треугольник иметь: а) два прямых угла; б) два
тупых угла; в) один прямой и один тупой угол?».
Ответы должны быть обоснованы с помощью теоремы о сумме углов
треугольника.
6. Записать в тетрадях в ы в о д из этих ответов (следствие из теоремы о
сумме углов треугольника): в любом треугольнике либо все три угла острые,
либо два угла острые, а третий – тупой или прямой.7. В в е с т и п о н я т и я остроугольного, тупоугольного и прямоугольного
треугольников и обратить внимание учащихся на названия сторон
прямоугольника, треугольника – гипотенуза и катет (рис. 126 учебника, модели
треугольников).
IV. Закрепление изученного материала.
1. Р е ш и т ь задачи №№ 227 (а) и 224 на доске и в тетрадях.
2. Р е ш и т ь задачу № 228 (а, в) на доске и в тетрадях.
Р е ш е н и е
1) Рассмотрим два случая:
а) угол при основании равен 40°, тогда второй угол при основании
равнобедренного треугольника тоже равен 40°; значит, угол при вершине равен
180° – (40° + 40°) = 100°;
б) угол при вершине равен 40°, тогда углы при основании равны (180° –
40°) : 2 = 70°.
О т в е т : 40°; 40° и 100° или 40°; 70°.
2) Опираемся на доказанное в задаче № 226 утверждение: углы при основании
равнобедренного треугольника острые. Значит, угол при вершине равен 100°, а
углы при основании равны (180° – 100°) : 2 = 40°.
О т в е т : 100°; 40° и 40°.
3. Р е ш и т ь задачу № 229 на доске и в тетрадях.
Домашнее задание: изучить пункты 30–31; ответить на вопросы 1; 3; 4; 5 на
с. 89; решить задачи №№ 223 (в), 228 (б), 230.