Урок математики в 6 классе по УМК Мордковича. Цель деятельности учителя: создать условия для обобщения и систематизации сведений о разложении на простые множители, способах нахождения НОД и НОК, подготовиться к контрольной работе.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Предметные: умеют демонстрировать теоретические и практические знания по теме.
ТЕМА: ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
У р о к №
Цель деятельности учителя:
обобщения и
систематизации сведений о разложении на простые множители, способах
нахождения НОД и НОК, подготовиться к контрольной работе.
создать условия для
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Предметные: умеют демонстрировать теоретические и практические знания
по теме.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные
действия):
познавательные: проводят сравнение, сериацию и классификацию по
заданным критериям; умеют приводить примеры, формулировать выводы;
регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе учета характера сделанных ошибок; осуществляют
самоанализ и самоконтроль;
коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к
координации различных позиций в сотрудничестве; подбирают аргументы.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Устная работа.
– Что называется наибольшим общим делителем чисел a и b? (Наибольшим
общим делителем чисел aиb называется наибольшее натуральное число,
которое делит числа aиb без остатка.)
– Как найти НОД чисел? (Разложить на простые множители; выписать
общие множители; перемножить их.)
– А если нет общих множителей, чему равен НОД этих чисел? (1.)
– Как называются эти числа? (Взаимно простыми.)
– Что называется наименьшим общим кратным чисел a и b? (Наименьшим
общим делителем чисел aиb называется наименьшее натуральное число,
которое делится на aиb без остатка.)– Как найти НОК чисел? (Разложить на простые множители; выписать
множители первого числа; добавить недостающие множители из второго
числа; найти произведение получившихся множителей.)
– Мы говорили, что число нужно разложить на простые множители, а какие
числа называются простыми? (Простыми называются числа, которые имеют
только два делителя: 1 и само число.)
– Приведите примеры. (3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29 и т. д.)
– Какие числа называются составными? (Составными называются числа,
имеющие более двух делителей.)
– Приведите примеры. (9, 25, 100 и т. д.)
– А 1 – какое это число? (Ни простое, ни составное.)
– Почему?
II. Выполнение упражнений.
Р е ш е н и е з а д а ч .
1) Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех
ребят
подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько
присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок получил каждый?
Р е ш е н и е : необходимо найти НОД чисел 123 и 82.
123 = 3 ∙ 41; 82 = 2 ∙ 41; НОД (123; 82) = 41.
Ответ: 41 подарок по 3 апельсина и 2 яблока.
2) Из речного порта одновременно 1 мая 1999 года вышли два теплохода.
Продолжительность рейса одного из них – 15 суток, а продолжительность
рейса второго – 24 суток. Через сколько дней теплоходы снова одновременно
отправятся в рейс? Сколько рейсов за это время сделает первый теплоход? А
сколько второй?
Р е ш е н и е : необходимо найти НОК чисел 15 и 24.
1) 15 = 3 ∙ 5; 24 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3; НОК (15; 24) = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 = 120;
2) 120 : 15 = 8 (рейсов) – первый;
3) 120 : 24 = 5 (рейсов) – второй.
Ответ: через 120 дней, первый сделает 8 рейсов, а второй – 5 рейсов.
3) Расшифруйте название птицы, которая видит все, что происходит вокруг
нее, даже не поворачивая головы.
– Для этого найдите наименьшее общее кратное каждой пары чисел, затем
впишите букву, соответствующую этому числу, в таблицу.5) НОК (9; 15) = 45 (Н);
6) НОК (12; 10) = 60 (П);
7) НОК (9; 6) = 18 (Ь);
8) НОК (10; 20) = 20 (Ш).
1) НОК (3; 12) = 12 (Л);
2) НОК (4; 5; 8) = 40 (Е);
3) НОК (8; 12) = 24 (В);
4) НОК (16; 12) = 48 (Д);
– Свободный столбик в таблице заполните, учитывая данные:
НОК (25; 4) = 100 (А).
24
В
12
Л
18
Ь
48
Д
А
20
Ш
45
Н
40
Е
60
П
3) 18, 42 и 60;
4) 48, 126 и 150.
III. Самостоятельная работа со взаимопроверкой (7–10 мин).
Найди НОК:
1) 350 и 630;
2) 2070 и 48 300;
Р е ш е н и е :
1) 350 = 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 7; 630 = 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 7;
НОК (350; 630) = 2 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 7 ∙ 3 ∙ 3 = 3150.
2) 2070 = 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 23; 48300 = 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 7 ∙ 23;
НОК (2070; 48300) = 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 23 ∙ 2 ∙ 7 ∙ 5 = 144900.
3) 18 = 2 ∙ 3 ∙ 3; 42 = 2 ∙ 3 ∙ 7; 60 = 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 5;
НОК (18; 42; 60) = 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 7 ∙ 2 ∙ 5 = 1260.
4) 48 = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3; 126 = 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 7; 150 = 2 ∙ 3 ∙ 5 ∙ 5;
НОК (48; 126; 150) = 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 3 ∙ 7 ∙ 5 ∙ 5 = 25200.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Повторите, какова была цель урока. Достигли ее?
– У кого возникнут трудности при решении заданий в контрольной работе?
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: на с. 256 выполнить домашнюю контрольную работу №
7.