Это первый урок по данной теме по УМК Мордкович, 9 класс. Цели: показать связь между вероятностями случайных событий и экспериментальными статическими данными; ввести понятие статической устойчивости; научить рассчитывать статическую вероятность события, развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Статические данные, как правило, представляют собой данные какого-либо конкретного измерения, проведенного в реальности, а при вычислении вероятностей случайных событий мы имеем дело с той или иной моделью реальности. Как же связаны между собой реальность и модель реальности? Насколько точно наши теоретические представления об окружающем мире соответствуют тому, что происходит на практике?
У р о к №
ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
И ВЕРОЯТНОСТИ СОБЫТИЙ (2 ч)
Цели: показать связь между вероятностями случайных событий и
экспериментальными статическими данными; ввести понятие статической
устойчивости; научить рассчитывать статическую вероятность события,
развивать логическое мышление учащихся.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Статические данные, как правило, представляют собой данные какого
либо конкретного измерения, проведенного в реальности, а при вычислении
вероятностей случайных событий мы имеем дело с той или иной моделью
реальности. Как же связаны между собой реальность и модель реальности?
Насколько точно наши теоретические представления об окружающем мире
соответствуют тому, что происходит на практике?
2. Рассмотреть пример 1 на с. 223–224 учебника.
3.
Определение. При неограниченном увеличении числа независимых
повторений одного и того же опыта в неизменных условиях практически
достоверно, что частота появления фиксированного случайного события
сближается с некоторым постоянным числом. Это явление называют
статической устойчивостью, а указанное число – статической вероятностью
события.
4. Явление статической устойчивости соединяет реально проводимые
эмпирические испытания с теоретическими моделями этих испытаний.
5. Рассмотреть пример 2 на с. 225–227 учебника на доске и в тетради.
II. Выполнение упражнений.
1. Решить задачу № 21.1.
а) Таких чисел 4 – это 4, 8, 12, 16.
б) Кратность варианты равна 4, объем измерения равен 17, тогда частота
4
17
.
варианты равна
в)
n
17
18
19
20
27
28
29
30
40
60
80
100Колво чисел,
кратных 4, от
1 до n
Частота
г) 0,25.
4
4
4
5
6
7
7
7
10
15
20
25
0,235 0,222 0,21 0,25 0,222 0,25 0,24 0,23 0,25 0,25 0,25 0,25
4
17 г) 0,25.
;
О т в е т: а) 4, 8, 12, 16; б)
2. Решить задачу № 21.7 на доске и в тетради.
а) Такое число ровно одно – это 4;
б) Кратность варианты равна 1, объем измерения равен 17, тогда частота
варианты равна
1
17
17
0,06;
57
100
400
500
1000
4000
5000
10000
n
Колво
чисел,
начинаю
щихся с 4
Частота
1
11
11
12
111
111
112
1111
1111
0,06
0,19
0,11
0,03
0,222
0,111
0,028
0,2222
0,1111
1
36 до
2
9
.
в) Нет, от
1
36 до
2
9
.
О т в е т: а) 4; б) 0,06; в) нет, от
3. Решить задачу № 21.2 (а; в) на доске и в тетради.
а) Так как из 1000 экземпляров некоторой детали, выпущенной на
предприятии, в среднем оказывается 4 бракованные детали, то в 4000
бракованных деталей будет в 4 раза больше – 16 бракованных деталей.
в) в 11000 экземплярах будет содержаться 44 бракованные детали и еще
1
4 от 1
одна вероятно содержится в оставшихся 250 деталях, так как 250 =
тысячи, а одна четвертая от четырех равна 1, поэтому в 11250 деталях будет
содержаться 45 деталей.
О т в е т: а) 16; в) 45.
4. Решить задачу № 21.3 (а; в) на доске и в тетради.а) 405 аб – 100 %
x аб – 1,5 %
х
6,075 6
аб
.
405
534
1,5 %
аб
100 %
аб
1,5 %
100 %
х
в) 534 аб – 100 %
x аб – 1,5 %
О т в е т: а) 6; в) 8.
IV. Итоги урока.
Домашнее задание: изучить материал § 21; решить № 21.2 (в; г); 21.3 (б; г);
8,01 8
аб
.
21.4 (а; б); 21.6; принести игральные кубики.