Цели: ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и наклонной призмы, определение высоты призмы; ввести понятие параллелепипеда, понятие прямого и прямоугольного параллелепипеда; научить строить призмы и параллелепипеды.
Ход урока
I. Устная работа.
Проверить усвоение предшествующего материала в процессе решения устных задач по готовым чертежам на доске и с использованием моделей геометрических тел.
Ответить на вопросы:
1. Какой раздел геометрии называется стереометрией?
2. Что рассматривается в стереометрии?
3. Какие поверхности называются многогранниками? Приведите примеры простейших многогранников.
У р о к №
ТЕМА: ПРИЗМА.
Ц е л и : ввести понятие призмы и ее элементов; дать определение прямой и
наклонной призмы,
ввести понятие
параллелепипеда, понятие прямого и прямоугольного параллелепипеда; научить
строить призмы и параллелепипеды.
определение высоты призмы;
Х о д у р о к а
I. Устная работа.
Проверить усвоение предшествующего материала в процессе решения устных
задач по готовым чертежам на доске и с использованием моделей
геометрических тел.
Ответить на в о п р о с ы :
1. Какой раздел геометрии называется стереометрией?
2. Что рассматривается в стереометрии?
3. Какие поверхности называются многогранниками? Приведите примеры
простейших многогранников.
4. Какая плоскость называется секущей плоскостью геометрического тела?
5. Что называется сечением тела?
6. Объясните, что такое многогранник; что такое грани, ребра, вершины и
диагонали многогранника. Приведите примеры многогранников.
Учитель показывает модели различных геометрических тел и
многогранников, а учащиеся должны назвать их.
II. Объяснение нового материала.
1. Используя рисунок учебника (рис. 341, с. 311), учитель объясняет
построение многогранника, называемого призмой.
2. В тетрадях ученики записывают определения:
1) Две п л о с к о с т и называются параллельными, если они не имеют общих
точек;
2) Две п р я м ы е в пространстве называются параллельными, если они лежат
в одной плоскости и не пересекаются.
3. В в е с т и о п р е д е л е н и е nугольной призмы, оснований призмы, боковых
ребер призмы.
4. Призмы бывают прямыми и наклонными.Введем понятие перпендикулярности прямой и плоскости, используя рисунок
учебника (рис. 342, с. 312).
Если все боковые ребра призмы перпендикулярны к плоскостям ее оснований,
то призма называется прямой (рис. 343, а); в противном случае призма
называется наклонной (рис. 343, б). Прямая призма, основаниями которой
являются правильные многоугольники, называется правильной (рис. 343, в).
Учитель демонстрирует учащимся модели различных призм.
5. О п р е д е л е н и е высоты призмы (рис. 344).
6. О п р е д е л е н и е параллелепипеда.
Четырехугольная призма, основаниями которой являются параллелограммы,
называется параллелепипедом (рис. 345). Все шесть граней параллелепипеда –
параллелограммы.
Если параллелепипед прямой, то есть его боковые ребра перпендикулярны к
плоскостям оснований, то боковые грани – прямоугольники. Если же и
основаниями прямого параллелепипеда служат прямоугольники, то этот
параллелепипед – прямоугольный.
Учитель показывает учащимся модели прямого и прямоугольного
параллелепипедов.
7. Записать в тетрадях с в о й с т в о диагоналей параллелепипеда: «Четыре
диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой
пополам».
Доказательство этого утверждения основано на следующем факте: «если две
прямые в пространстве параллельны третьей прямой, то они параллельны».
Доказательство свойства диагоналей параллелепипеда учащиеся проводят
устно по готовым чертежам на доске с помощью учителя (рис. 346, а, б, в,
заранее выполнить на доске).
III. Закрепление изученного материала.
1. Р е ш и т ь задачу № 1185.
Р е ш е н и е
а) Число вершин призмы определяется количеством вершин многоугольника,
лежащего в основаниях призмы. Так как призма имеет два основания, то n
угольная призма имеет 2n вершин (четное число). Например: треугольная призма
имеет 2 ∙ 3 = 6 вершин; четырехугольная призма имеет 2 ∙ 4 = 8 вершин;
пятиугольная призма имеет 2 ∙ 5 = 10 вершин.
б) Число ребер призмы равно сумме ребер двух оснований призмы и боковых
количество которых определяется числом вершин
ребер призмы,многоугольника, расположенного в основании призмы, то есть nугольная призма
имеет число ребер, равное 2n + n = 3n кратно 3.
2. Р е ш и т ь задачу № 1186.
Р е ш е н и е
Площадь боковой поверхности прямой призмы равна сумме площадей ее
боковых граней. Пусть a, b, c, d… m – стороны основания призмы; h – ее боковое
ребро.
У прямой призмы все боковые ребра перпендикулярны к плоскостям
оснований, то есть боковые грани – прямоугольники. Площадь прямоугольника
равна произведению его смежных сторон. Тогда
Sбок. пов. = ah + bh + ch + dh + ... + mh = h ∙ (a + b + c + d + ... + m) = Ph,
где P – периметр основания, h – боковое ребро.
S
боков.прямой
призмы
Ph
3. У с т н о р е ш и т ь задачу № 1187, используя модель параллелепипеда.
О т в е т : а) нет; б) нет; в) нет; г) да; д) нет.
IV. Итоги урока.
1. Объясните, как построить многогранник, называемый nугольной призмой;
что такое основания, боковые грани, боковые ребра и высота призмы.
2. Какая призма называется: а) прямой; б) правильной?
3. Объясните, что такое параллелепипед; какие многоугольники являются
гранями: а) параллелепипеда; б) прямого параллелепипеда; в) прямоугольного
параллелепипеда.
Домашнее задание: изучить материал пунктов 120 и 121; выполнить рисунки
(рис. 346, а, б, в) и записать в тетрадях доказательство свойства диагоналей
параллелепипеда.