Цели: закрепить знания и умения учащихся по изученному материалу главы; подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход уроков
I. Математический диктант (15 мин).
Вариант I
1. Площадь круга равна S. Найдите длину ограничивающей его окружности.
2. Найдите длину дуги окружности радиуса 9 м, если градусная мера дуги равна 120°.
3. Длина дуги окружности равна 3π, а ее радиус равен 8. Найдите градусную меру этой дуги.
4. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим центром и радиусами 13 и 12 см.
5. Найдите площадь кругового сектора радиуса 4 см, если его центральный угол равен 45°.
6. Площадь кругового сектора равна 18π м2, а его центральный угол равен 40°. Найдите радиус сектора.
Уроки №
ТЕМА: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ " ПРАВИЛЬНЫЕ
МНОГОУГОЛЬНИКИ"( XII ГЛАВА)
Ц е л и : закрепить знания и умения учащихся по изученному материалу главы;
подготовить учащихся к контрольной работе.
Ход уроков
I. Математический диктант (15 мин).
Вариант I
1. Площадь круга равна S. Найдите длину ограничивающей его окружности.
2. Найдите длину дуги окружности радиуса 9 м, если градусная мера дуги
равна 120°.
3. Длина дуги окружности равна 3π, а ее радиус равен 8. Найдите градусную
меру этой дуги.
4. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим
центром и радиусами 13 и 12 см.
5. Найдите площадь кругового сектора радиуса 4 см, если его центральный
угол равен 45°.
6. Площадь кругового сектора равна 18π м2, а его центральный угол равен
40°. Найдите радиус сектора.
Вариант II
1. Длина окружности равна С. Найдите площадь ограниченного ею круга.
2. Найдите площадь кольца, ограниченного двумя окружностями с общим
центром и радиусами 25 и 24 см.
3. Найдите площадь кругового сектора радиуса 3 см, если его центральный
угол равен 20°.
4. Площадь кругового сектора равна 10π м2, а его радиус равен 6 м. Найдите
центральный угол сектора.
5. Найдите длину дуги окружности радиуса 6 дм, если ее градусная мера
равна 120°.
6. Найдите радиус окружности, если длина дуги окружности равна 6π, а ее
градусная мера равна 60°.II. Решение задач.
1.
Р е ш и т ь задачу 1. Докажите, что площадь S треугольника АВС
вычисляется по формуле:
SРr
1
2
,
где Р – периметр треугольника, r – радиус вписанной окружности.
Доказательство
Пусть О – центр окружности, которая вписана в треугольник АВС и,
следовательно, касается сторон треугольника в точках М, N и K.
Очевидно, что S = SАОС + SВОС + SАОВ. *
Так как ОМ,
ОN и ОK – высоты
треугольников АОС, ВОС и АОВ, то
SАОС =
1
2 АС ∙ ОK,
1
2 ВС ∙ ОМ и SАОВ =
1
2 АВ ∙ ОN.
SВОС =
Подставив эти значения в формулу *,
получим: S =
1
2 (AB + BC + CA) ∙ r =
1
2 P ∙ r.
2. Р е ш и т ь задачу 2. Даны стороны треугольника АВС – а, b, с и площадь S.
Выразить радиусы окружностей, описанной около треугольника и вписанной в
него, через а, b, с и S.
Решение
1) Используем результат задачи 1:
1
2 Pr, где Р – периметр треугольника, r – радиус вписанной окружности. Р
S =
= а + b + с; 2S = r (а + b + c), отсюда:
r
2S
а b с
2) Радиус R описанной окружности вычисляется по формуле:
а
R = 2sinα
, где – угол, противолежащий стороне а.1
2 bc ∙ sin получим sin =
2S
bс , тогда 2sin =
4S
bс .
Из формулы: S =
а
4
S
bс
Следовательно, R =
аbс
4
S
R
аbс
S
4
.
3. Р е ш и т ь задачу № 1099 на доске и в тетрадях.
Решение
Диагонали А3А7 и А4А8 четырехугольника А3А4А7А8 являются диаметрами
окружности, в которую вписан данный восьмиугольник, поэтому они равны и
точкой пересечения О делятся пополам. Следовательно, четырехугольник
А3А4А7А8 – прямоугольник. Так как угол А3ОА4 = 45°, то согласно задаче 1059
площадь прямоугольника равна 2 R2.
4. Р е ш и т ь задачу № 1105 (в) (объясняет учитель).
Решение
Пусть АВС – данный треугольник, угол С = 90°, угол В = , АВ = с, ВС = а,
СА = b; Р = а + b + с, r – радиус вписанной окружности. Тогда а = с ∙ cos , b =
c ∙ sin .
Воспользуемся двумя формулами для вычисления площади S треугольника
АВС (метод площадей):
Sас
sin
α
с
2
sin
α
cos
α
с
2
α
sin 2 .
1
4
S
P r
α
sin
α
1)
1
2
(cos
c
r
1
2
1
2
sin 2α
c
α
α
sin
2(cos
. Отсюда, получаем,
sin 2α
c
α
α
sin
cos
r =
Умножив числитель и знаменатель дроби на cos + sin – 1, после
, поэтому C = 2πr =
1)
.
1
несложных преобразований получаем: c = πc (sin + cos – 1).
5. Р е ш и т ь задачу № 1117 (в).
Решение
Применим метод площадей, то есть воспользуемся двумя формулами для
вычисления площади треугольника:1
2 ab sin и S =
1
2 Pr, где а и b – длины сторон треугольника, – угол
S =
между ними, Р – периметр, r – радиус вписанной окружности. Получим:
1
2 a2 sin и S = r ∙ а
1 sin
α
2
.
S =
Отсюда находим r, а затем площадь круга:
2
2
а
4 1 sin
sinα
α
2
2
.
Sкруга =
6. Р е ш и т ь задачи № 1110, 1138, 1116 (в).
П р и м е ч а н и е . Решения некоторых из них полезно предварительно обсудить, а затем
записать в тетрадях, остальные задачи учащиеся могут решить самостоятельно с последующей
проверкой ответов или решений.
III. Проверочная самостоятельная работа.
Вариант I
Решить задачи №№ 1125, 1129 (в), 1132 (а), 1134 (а).
Вариант II
Решить задачи №№ 1128, 1129 (г), 1132 (б), 1134 (б).
IV. Итоги уроков.
Домашнее задание:
подготовиться к контрольной работе, повторив
материал пунктов 105–112 и ответив на вопросы 1–12, с. 290 учебника; решить
задачи №№ 1104 (г, д), 1105 (б), 1116 (в).