Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
31.03.2018
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе по программе "Школа России" на тему "Род имён существительных" из раздела "Имя существительное". В технологической карте представлены планируемые результаты урока: предметные умения, метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные), личностные умения. Урок способствует развитию умения определять род имени существительного; развивает логическое мышление, коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности; воспитывает интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия. Представлен оценочный лист для рефлексии.
русский язык_Род имен существительных.docx
Программа, автор (ы)
Класс
Раздел (содержательная
линия)
Тема урока
Цели урока
Основное содержание
урока, термины и понятия
Технологическая карта урока русского языка
УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина
3 Часть 2 (второе полугодие)
Имя существительное
Род имён существительных
Создать условия для развития умения определять род имени существительного; развивать логическое
мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать
коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования,
желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Имя существительное, грамматический признак, мужской род, женский род, средний род
Предметные умения
Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Личностные умения
Планируемый результат
определять
грамматический признак
имени существительных
род;
находить имена
существительные;
видеть знакомые
орфограммы, применять
правила правописания.
Метапредметные:
Регулятивные:
планировать, определять последовательность действий для решения задачи;
определять и формулировать тему и цель урока;
разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя и одноклассников;
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем,
одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения
своих и чужих действий.
Познавательные:
классифицировать слова по определённым признакам;
делать выводы на основе обобщения;
подтверждать аргументы фактами;
разрешать проблемную ситуацию;
ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
строить рассуждения в форме простых суждений;
признавать важность учёбы и
познания нового, понимать,
зачем выполнять те или иные
учебные действия;
формировать учебно
познавательный интерес к
новому материалу и способам
решения новой задачи;
проводить самооценку на
основе критерия успешности;
прислушиваться к чужому
мнению, не бояться
собственных ошибок. Межпредметные связи
Чтение
перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать
в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения
использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить
монолог и диалог.
Организация образовательного пространства
Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный
материал)
Учебник «Русский язык» 3 класс
Мультимедийный проектор;
Экран;
Компьютер;
Слайдпрезентация
Круги для Снеговика (для работы в группе)
Памятка «Секрет запоминания родов» (у каждого ребёнка)
Карта самооценки
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА
Формы работы
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в паре
Работа в группах
Этап урока
Самоопределение
к деятельности
Деятельность учителя
Приветствует учащихся.
Ужасно интересно всё то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
– Проверим готовность к уроку
Что вы ждёте от урока русского языка сегодня?
Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о
русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам
при изучении новых тем. Вы на уроке будете работать
с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте
взаимно вежливы, помогайте друг другу. Трудно
работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы
всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя. Организуют
свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных
принадлежностей
на столе
Учащиеся конструируют
предложения:
Сегодня на уроке мне хотелось бы...
Я хочу, чтобы сегодняшний урок
был …
Планируемый результат
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную
деятельность.
ЛичностныеУУД:
выражать положительное
отношение к процессу
познания, проявлять
желание познавать новое.
Коммуникативные УУД:
формирование умения
слушать и слышать. Актуализация
знаний
Формирование
новых знаний и
умений (изучение
нового
материала)
Итак, за работу, мои юные исследователи.
Прочитайте слова, записанные на доске.
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень,
трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.
Все ли из данных качеств вам понадобятся сегодня
на уроке?
Какой частью речи являются данные слова?
Что же будет объектом нашего исследования?
Проверим, какие знания у вас имеются по этой теме
на данный момент. Перед вами карточки с
утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то
ставите «+», если нет, то «».
Карточка:
Имя существительное – это часть речи?
Имена существительные отвечают на вопросы:
какой, какая, какое, какие?
Имена существительные отвечают на
вопросы Кто? Что?
Имена существительные обозначают действие
предмета?
Имена существительные
обозначают предмет?
Имя существительное бывает только одушевлённым.
Имя существительное изменяется по числам.
Имена существительные бывают собственные и
нарицательные.
Работаем в группах. Прочитайте слова, запишите их,
распределяя на группы, согласно какомуто признаку.
Облако, пурга, иней, Иванов, озеро, Алиса,
девочки, снега, ученик.
Какие группы слов у вас получились? По какому
признаку вы распределяли слова?
По какому признаку ещё можно разделить эти слова?
Убрать слова эгоизм и лень, так
как они на уроке не пригодятся.
Это имена существительные
Учащиеся работают на
индивидуальных карточках
табличках.
Работают в группах
существительные, отвечающие на
вопрос кто или что?
Собственные и нарицательные
Регулятивные УУД:
ставить учебные задачи
на основе соотнесения
того, что уже известно и
усвоено учащимися и того,
что еще не известно;
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
оценивать уровень
владения тем или иным
учебным действием.
Познавательные УУД:
постановка и решение
проблемы,
анализировать, проверять,
фиксировать информацию.
Коммуникативные УУД:
умение ясно и четко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
Личностные УУД:
развитие познавательных
интересов учебных
мотивов.
Регулятивные УУД:
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено
учащимися и того, что еще
не известно.
Познавательные УУД: Возможно, маленькая сценка вам поможет.
( из книги К.И. Чуковского
«От 3 до 5»)
( Мама и сын)
Мама, у меня на пальце царап»
Не царап, а царапина.
Это у Муси царапина, а я мальчик! У меня царап!»
Почему так сказал ребёнок?
Что он не понимает?
О каком признаке существительного идёт речь?
Сформулируйте тему и цели урока: что вы хотите
узнать, чему научиться.
1. Узнать
2. Составить алгоритм
3. Научиться
Послушайте сказку.
Единственное число и
множественное
Одушевлённые и неодушевлённые
Род
Формулируют тему и цели урока
Какого рода бывают имена
существительные.
…определения рода имён
существительных
Классифицировать имена
существительные по родам
Грамматическая сказка о том, как у
существительных род появился.
Слушают сказку
В одном королевстве жили имена существительные.
Сначала все существительные были очень и очень
похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.
И вот однажды она издала указ:
«Кто придумает для моих слуг – существительных
знаки различия, тот будет награжден».
А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные
они были. Услышали про королевский указ и прибыли
в королевство. С жаром принялись они за работу. Но
для начала решили все слова между собой поделить.
Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили
слова, да так и не разделили их до конца. Смерть
помешала.
Пришла королева и сказала:
«Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут
анализ объектов,
классификация,
выдвижение гипотез и
доказательств,
постановка и решение
проблемы;
умения делать выводы в
результате совместной
работы класса,
построение логической
цепи рассуждений;
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при решении
учебной задачи.
Личностные УУД:
развитие познавательных
интересов учебных
мотивов.
Коммуникативные УУД:
умение ясно и четко
излагать свое мнение,
выстраивать речевые
конструкции.
РегулятивныеУУД:
оценивать (сравнивать с
эталоном) результаты
своей деятельности.
Познавательные УУД:
классифицировать
объекты (объединять в
группы по существенному
признаку).
Коммуникативные УУД:
умение строить
продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и
взрослыми.
мужского рода.
Те слова, которые оказались у жены, будут женского
рода.
А те, что остались неопределенными, пусть будут
среднего рода»
Вот так появился род у существительных. С тех пор
королева перестала путать существительные друг с
другом, так как знала секрет различия рода имен
существительных.
Разделите наши слова.
Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.
Запишите.
Проверка.
Какие слова взяли девочки? Почему?
Какие слова взяли мальчики?
Почему?
А какие слова остались лишними? Почему?
Как их ещё можно назвать?
Сделайте вывод.
На какие три группы делятся существительные?
Подтвердите свои предположения в учебнике на с. 25.
А как можно определить род имён
существительных?
Чтобы легче было научиться определять род,
я открою вам секрет королевы:
Памятки на партах:
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу” “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё!”
Это правило – твоё!
Как вы думаете, если им. сущ. Ж.р. – может стать
М.р. или Ср.р.?
Проверьте. Запишите слово ученик. Определите род.
Может ли это существительное быть женского рода?
Выполняют задание индивидуально,
проверка на доске.
Отвечают на вопросы
Женского рода, мужского рода,
среднего рода
Читают правило в учебнике
Высказывают предположения
По родам существительные не
изменяются, т. е. род – это
постоянный признак.
Каждое существительное может
быть только м.р, ж.р. или ср.р. Давайте составим алгоритм определения рода имени
существительного
Алгоритм
1) Ставлю имя существительное в
начальную форму ( ед. число,
вопросы КТО? ЧТО?)
2) Заменяю имя существительное
одним из местоимений: он, она,
оно.
3) Определю род:
Если ОН – м.р.
Если ОНА – ж.р.
Если ОНО – ср.р.
Первичное
закрепление
Давайте посмотрим, как вы сможете работать по
алгоритму. В парах выполнить упр. 39 с.25
Работа по алгоритму, проверка по
эталону
Применение
полученных
знаний и умений
Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние
забавы: катание с горки, игру в снежки.
Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со
словом «зима»?
Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не
простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем
лепить его из слов – имён существительных.
1 группа лепит к нашему снеговику ком, т.е.
придумывает слова на тему «Зима» мужского рода.
Запишите их в строчку через запятую в тетради, потом
Учащиеся работают в группах.
1 группа – существительные
мужского рода: снег, мороз,
снеговик, снегокат, снегирь, ветер,
иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд,
снегопад, холод, праздник, Новый
год,
2 группа женского рода: метель,
варежка, перчатка, оттепель,
Коммуникативные УУД:
владение
монологической и
диалогической формами
речи;
Познавательные:
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого и поискового
характера.
Регулятивные УУД:
формирование установки
на поиск способов
разрешения трудностей.
Личностные УУД:
выражать положительное
отношение к процессу
познания; проявлять
внимание, желание узнать
больше.
знание основных
моральных норм работы в
группе (справедливого
распределения, Самостоятельная
работа
Рефлексия
на круге из бумаги
2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком, т.е.
придумывает слова на тему «Зима» женского рода.
Запишите их в строчку через запятую в тетради, потом
на круге из бумаги
3 группа лепит к нашему снеговику 3 ком, т.е.
придумывает слова на тему «Зима» среднего рода.
Запишите их в строчку через запятую в тетради, потом
на круге из бумаги
Проверка.
Вот какой замечательный снеговик у нас
получился!
Самостоятельно выполните упр. 41 с.26
Давайте подведём итог урока.
Какие цели мы с вами ставили в начале урока? Мы
их достигли?
Что нового узнали на уроке?
Какова была тема урока?
Чему научились?
Какие трудности возникли?
Всё ли мы с вами сделали, что запланировали?
Что понравилось на уроке?
Заполните карту самооценки.
Всем спасибо за урок! Вы – молодцы!
сосулька, зима, горка, шапка, вьюга,
снежинка,
3 группа среднего рода: солнце,
небо, облако, веселье, волшебство
Выполнение, проверка по эталону,
оценивание
Учащиеся высказываются.
Заполняют карту самооценки
взаимопомощи,
ответственности).
Регулятивные УУД:
составление плана и
последовательности
действий.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
рефлексия.
Регулятивные УУД:
контроль, оценка.
Домашнее задание С.25 – правило,
Выписать из словаря по 5 существительных каждого рода; нарисовать по 3 предмета каждого рода;
Найти такие существительные, у которых трудно определить род
Использованная литература:
1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учрежд. В 2 – х ч. Ч. 2 /В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2 – е изд. –
М. : Просвещение, 2013. – 159 с.
2. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс / О.И.Дмитриева. – М. : ВАКО, 2014. – 384 с. Карта самооценки
1.Знаю алгоритм нахождения
рода имени существительного
2.Умею определять род имени
существительного
3. На уроке я работал
4. Своей работой на уроке я
Уровень
Уровень
активно
доволен
пассивно
не доволен 5. За урок я
6. Материал урока мне был
устал
понятен
полезен
интересен
не устал
не понятен
бесполезен
скучен
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Урок русского языка на тему "Род имён существительных" (3 класс, ОС "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.