Урокпо теме «Род и семья – исток нравственных отношений». 4 класс
Оценка 4.6

Урокпо теме «Род и семья – исток нравственных отношений». 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
преподавание
23.04.2020
Урокпо теме «Род и семья – исток нравственных отношений». 4 класс
Основные термины и понятия урока: род, семья, фамилия, родословная, семейные ценности.
урок по основам светской этики 4 класс.docx

Урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений».

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.

Задачи урока:

·         познакомить учащихся с представлениями о семейных ценностях;

·         познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока (род, семья, родословная);

·         создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.

 

Ожидаемые результаты урока:

·         учащиеся узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;

·         познакомятся с ключевыми понятиями, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;

·         будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;

·         усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная, семейные ценности.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории.

Основные средства нагляд ности:  презентация, образец родословной, иллюстрации из учебника.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I вводный, мотивационно-организационный.

1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний учащихся.

 

 

 

3. Определение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2. Название темы, что узнаем.

 

 

 

 

Слайд 4.

4. Работа с понятиями род семья

 

 

Слайд 5.

Упражнение «Ассоциации».

 

 

 

 

 

 

Формирование понятия.

Слайд 6.

Определение термина семья

 

 

 

 

 

Слайд 7.

Исторические аспекты: возникновение семьи, фамилия, отчество…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с понятием «родословная»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение:

 

Беседа о нравственных отношениях в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе по составлению схемы «Семейные ценности»

РОМАШКА

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

Домашнее задание по выбору

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЛЕКСИЯ

 

 

 

 

Оценивание работы группы

 

Слайд 15.

САМООЦЕНКА

 

 

 

 

Слайд 16.

- Предлагаю детям, сидящим за одной партой, сделать  дружественный жест (положить руку на плечо, пожать руку и т.д.) или сказать что-либо приятное.

- Надеюсь на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

   - Ребята, а теперь закройте  глаза. Представьте, что у меня над головой раскрыт большой зонтик. Вообразите, что вы все встали под него. Оставайтесь под моим зонтиком в течение всего урока, чтобы «дождь» незнания и невнимания вас не намочил. Откройте глаза. Садитесь.

- Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики» вы можете назвать, вспомните, о каких проблемах шла речь?

- Сегодня на уроке речь пойдёт о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте определить, прослушав стихотворение Валентина Берестова.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Что является опорой в жизни каждого человека?

(Если не прозвучит в ответах учащихся слово «семья», то предлагаю отгадать загадку.)

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

- Попробуйте сами догадаться и определить основные понятия нашего урока, что мы сегодня узнаем?

- Как вы понимаете слово семья? Какое определение вы бы  дали понятию «семья»?

- У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

·         Если семья — это цвет, то какой…

·         Если семья — это музыка, то какая …

·         Если семья — это геометрическая фигура, то какая…

·         Если семья — это настроение, то какое…

(выслушать мнения учащихся, в это время один ученик работает со словарём Ожегова, ищет определение этого слова.)

-Это группа живущих вместе близких родственников;

-Объединение людей, сплочённых общими интересами.

- Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

- До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбивали стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать, сын.

- Порассуждаем, почему же возникла необходимость жить семьёй?

- Всё живое на земле имеет свои истоки, начало. Начало дерева – его корни, начало реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его РОД.

- Со словом семья тесно связано понятие РОДА.

- Откройте учебник на странице 38. Прочитайте первый абзац и найдите определение рода.

Многие века на Руси было принято при первом знакомстве спрашивать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». А сейчас, к сожалению, мало кто помнит своих предков.

- Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову РОД.

 Род

Родственники

Родословная

Родители

Родня

 

- Кто может рассказать, какие есть  символы рода? (фамилия, герб, флаг, родовая земля, родовые имена). Слайд 10.

- А кто-нибудь из вас знает историю возникновения вашей фамилии?

А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда.

- Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

 Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.

 - Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей.

- У нас в классе есть ребята, которые давно интересуются своей родословной. Сегодня мы послушаем Настю Калашникову.

- Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства”.

- Какие понятия мы рассмотрели на уроке, всё ли мы узнали?

- Да, действительно, нам осталось поговорить о семейных ценностях. Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «По семейным обстоятельствам». Прошу вас быть внимательными. После просмотра ответьте на вопрос:

- Какие утверждения дедушки кажутся вам справедливыми?

- Согласны ли вы с тем, что в семье все должны заботиться друг о друге?

·         Неужели плохо, когда вечером за большим столом собирается вся семья, что же здесь плохого?

·         Зачем нам наши близкие?

·         Важно, когда тебе говорят спасибо!

- Сейчас вы будете работать в группе. Ваша задача – выяснить, что нужно для счастливой семейной жизни? Выяснить, на чём семья держится?

 

А теперь послушайте, пожалуйста, китайскую  Притчу о ладной семье,

где  вы найдите ответ на этот вопрос.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге:…

- Как вы думаете, какие это слова были написаны на бумаге? ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

(китайская притча)

- Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни?

- Ребята,  как  вы  считаете,  а что  вы  можете  сделать,  чтобы  ваши  семьи  были  счастливыми?

- Для  чего  нужна  счастливая  семья?

- А дом, заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

– О каком же тепле идет речь?

 (Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме.

·         Составить  генеалогическое  древо  своей  семьи

·         Нарисовать  свою  семью  и  составить  рассказ  об  одном  из  членов  семьи

·         Нарисовать герб семьи

·         Узнать историю праздника семьи, кто такие Пётр и Феврония

- В конце урока мне хотелось бы подарить вам ромашки - символ семьи. В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

 

Листы оценивания на столах.

Показать сигналами.

Жёлтый – доволен своей работой на уроке, мне всё удалось;

Зелёный – у меня были проблемы

Красный – надо постараться, и успех придёт.

Семья – главное в жизни!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

Мы узнаем:

- что такое род, семья?

- как возникли некоторые фамилии?

- что такое родословная?

- определим семейные ценности.

 

 

Это те близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка, братишка и т.д., которые всё время находятся с нами, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

 

 

 

Высказывания детей. Обсуждение и выступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

 

 

 

 

Слайд 8.

Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.

 

Слайд 9.

         Из рода в род (из поколения в поколение).

         Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.).

         Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.).

Это у нас в роду (передаётся наследственно).

Чтение текста на странице 38, второй абзац.

 

 

Выступление Аркаши об истории своей фамилии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление Насти Калашниковой со своей родословной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛЬМ 54.10-58.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13.

Работа в группах, на ромашке ребята пишут, что же главное для семейной счастливой жизни: согласие, забота, доверие, милосердие, искренность, понимание, любовь, доброта и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворение читает Лера Андресян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По выбору

 


 

Урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений»

Слайд 2. Название темы, что узнаем

Слайд 2. Название темы, что узнаем

Слайд 7. Исторические аспекты: возникновение семьи, фамилия, отчество…

Слайд 7. Исторические аспекты: возникновение семьи, фамилия, отчество…

Работа с понятием «родословная»

Работа с понятием «родословная»

Работа в группе по составлению схемы «Семейные ценности»

Работа в группе по составлению схемы «Семейные ценности»

ИТОГ

ИТОГ

I вводный, мотивационно-организационный

I вводный, мотивационно-организационный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020