Урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений».
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям.
Задачи урока:
· познакомить учащихся с представлениями о семейных ценностях;
· познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока (род, семья, родословная);
· создать условия для размышлений учащихся о роли семьи в их жизни.
Ожидаемые результаты урока:
· учащиеся узнают, что такое род, семья, как возникли некоторые фамилии, что такое родословная;
· познакомятся с ключевыми понятиями, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
· будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
· усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Основные термины и понятия: род, семья, фамилия, родословная, семейные ценности.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, истории.
Основные средства нагляд ности: презентация, образец родословной, иллюстрации из учебника.
Ход урока.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I вводный, мотивационно-организационный. 1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Слайд 1
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Определение темы урока.
Слайд 2. Название темы, что узнаем.
Слайд 4. 4. Работа с понятиями род семья
Слайд 5. Упражнение «Ассоциации».
Формирование понятия. Слайд 6. Определение термина семья
Слайд 7. Исторические аспекты: возникновение семьи, фамилия, отчество…
Работа с учебником.
Работа над составлением ряда однокоренных слов с корнем «род».
Физминутка
Работа с понятием «родословная»
Слайд 11.
Обобщение:
Беседа о нравственных отношениях в семье.
Работа в группе по составлению схемы «Семейные ценности» РОМАШКА Слайд 12
ИТОГ
Слайд 14. Домашнее задание по выбору
РЕФЛЕКСИЯ
Оценивание работы группы
Слайд 15. САМООЦЕНКА
Слайд 16. |
- Предлагаю детям, сидящим за одной партой, сделать дружественный жест (положить руку на плечо, пожать руку и т.д.) или сказать что-либо приятное. - Надеюсь на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным. - Ребята, а теперь закройте глаза. Представьте, что у меня над головой раскрыт большой зонтик. Вообразите, что вы все встали под него. Оставайтесь под моим зонтиком в течение всего урока, чтобы «дождь» незнания и невнимания вас не намочил. Откройте глаза. Садитесь. - Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики» вы можете назвать, вспомните, о каких проблемах шла речь? - Сегодня на уроке речь пойдёт о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте определить, прослушав стихотворение Валентина Берестова. Любили тебя без особых причин: За то, что ты - внук, За то, что ты - сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. - Что является опорой в жизни каждого человека? (Если не прозвучит в ответах учащихся слово «семья», то предлагаю отгадать загадку.)
Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная... (семья) - Сегодня на уроке мы поговорим о семье. - Попробуйте сами догадаться и определить основные понятия нашего урока, что мы сегодня узнаем? - Как вы понимаете слово семья? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? - У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? · Если семья — это цвет, то какой… · Если семья — это музыка, то какая … · Если семья — это геометрическая фигура, то какая… · Если семья — это настроение, то какое… (выслушать мнения учащихся, в это время один ученик работает со словарём Ожегова, ищет определение этого слова.) -Это группа живущих вместе близких родственников; -Объединение людей, сплочённых общими интересами. - Как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? - До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведённые в пещерах, где разбивали стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на семьи в нынешнем понимании – отец, мать, сын. - Порассуждаем, почему же возникла необходимость жить семьёй? - Всё живое на земле имеет свои истоки, начало. Начало дерева – его корни, начало реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его РОД. - Со словом семья тесно связано понятие РОДА. - Откройте учебник на странице 38. Прочитайте первый абзац и найдите определение рода. Многие века на Руси было принято при первом знакомстве спрашивать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаются к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом-племенем». А сейчас, к сожалению, мало кто помнит своих предков. - Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову РОД. Род Родственники Родословная Родители Родня
- Кто может рассказать, какие есть символы рода? (фамилия, герб, флаг, родовая земля, родовые имена). Слайд 10. - А кто-нибудь из вас знает историю возникновения вашей фамилии? А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. - Когда было легче удержаться на одной ноге? - Почему в паре легче, как думаете? - Что вам помогло? - Да, поддержка человеку нужна всегда. - Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. - Вам раньше приходилось слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная», это наука, которая занимается поиском предков людей. - У нас в классе есть ребята, которые давно интересуются своей родословной. Сегодня мы послушаем Настю Калашникову. - Ребята, очень важно, чтобы каждый человек знал свои корни, гордился своим родом, ведь без прошлого нет будущего. На Руси тех, кто не знал свои корни, называли “Иванами, не помнящими родства”. - Какие понятия мы рассмотрели на уроке, всё ли мы узнали? - Да, действительно, нам осталось поговорить о семейных ценностях. Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «По семейным обстоятельствам». Прошу вас быть внимательными. После просмотра ответьте на вопрос: - Какие утверждения дедушки кажутся вам справедливыми? - Согласны ли вы с тем, что в семье все должны заботиться друг о друге? · Неужели плохо, когда вечером за большим столом собирается вся семья, что же здесь плохого? · Зачем нам наши близкие? · Важно, когда тебе говорят спасибо! - Сейчас вы будете работать в группе. Ваша задача – выяснить, что нужно для счастливой семейной жизни? Выяснить, на чём семья держится?
А теперь послушайте, пожалуйста, китайскую Притчу о ладной семье, где вы найдите ответ на этот вопрос. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге:… - Как вы думаете, какие это слова были написаны на бумаге? ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи». И, подумав, добавил: - «И мира тоже». (китайская притча) - Что, по мнению мудреца, нужно для счастливой семейной жизни? - Ребята, как вы считаете, а что вы можете сделать, чтобы ваши семьи были счастливыми? - Для чего нужна счастливая семья? - А дом, заставленный добром, – еще не дом. И даже люстра над столом – еще не дом. И на окне с живым цветком – еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. – О каком же тепле идет речь? (Дети предлагают свои варианты ответов.) Конечно, речь идёт о сердечном тепле всех членов семьи, живущих в доме. · Составить генеалогическое древо своей семьи · Нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи · Нарисовать герб семьи · Узнать историю праздника семьи, кто такие Пётр и Феврония - В конце урока мне хотелось бы подарить вам ромашки - символ семьи. В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже около 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.
Листы оценивания на столах. Показать сигналами. Жёлтый – доволен своей работой на уроке, мне всё удалось; Зелёный – у меня были проблемы Красный – надо постараться, и успех придёт. Семья – главное в жизни! |
Слайд 3 Мы узнаем: - что такое род, семья? - как возникли некоторые фамилии? - что такое родословная? - определим семейные ценности.
Это те близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка, братишка и т.д., которые всё время находятся с нами, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.
Высказывания детей. Обсуждение и выступление.
Семья сформировалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.
Слайд 8. Род – это люди, которые считают себя потомками общего предка по материнской или отцовской линии.
Слайд 9. • Из рода в род (из поколения в поколение). • Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.). • Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.). Это у нас в роду (передаётся наследственно). Чтение текста на странице 38, второй абзац.
Выступление Аркаши об истории своей фамилии.
Выступление Насти Калашниковой со своей родословной.
ФИЛЬМ 54.10-58.05
Слайд 13. Работа в группах, на ромашке ребята пишут, что же главное для семейной счастливой жизни: согласие, забота, доверие, милосердие, искренность, понимание, любовь, доброта и т.д.
Стихотворение читает Лера Андресян.
По выбору |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.