Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе и учреждениях дополнительного образования. Именно здесь дети приобретают нужные и важные для современной жизни навыки. Формируется их социальная позиция, волевые качества, индивидуальность. А для того, чтобы «вырастить» нужного и полезного для общества человека, необходим хороший, мудрый наставник – педагог, который имеет не только прочные знания, широкий кругозор, но и интересный, постоянно «новый», современный, «ищущий».
В мастерстве педагога -успех воспитаника.docx
В мастерстве педагога – успех воспитанника
Слайд 1
Большую часть своего времени ребёнок проводит в школе и учреждениях
дополнительного образования.
Слайд 2
Формируется их социальная позиция,
Именно здесь дети приобретают нужные и важные для современной жизни
навыки.
волевые качества,
индивидуальность. А для того, чтобы «вырастить» нужного и полезного для
общества человека, необходим хороший, мудрый наставник – педагог,
который имеет не только прочные знания, широкий кругозор, но и
интересный, постоянно «новый», современный, «ищущий».
Слайд 3.
В центре современной концепции дополнительного образования лежит идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств.
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умение доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Всему этому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы
получают всё большее признание в России.
Слайд4
О популярности шахмат можно судить по таким весомым аргументам как
создание международных шахматных организаций,
Слайд5
проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований.
1 Слайд6.
Наш ХантыМансийский автономный округ по праву можно назвать центром
шахматного образования. В последние годы именно в нашем округе
проводятся самые разные международные и всероссийские шахматные
турниры.
Слайд7.
Как сказал Президент Российской Федерации В.В.Путин участникам
чемпионата Мира по шахматам:
«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное,
воспитывают характер».
Но, чтобы увлечь ребенка игрой в шахматы, необходимо самой быть
Поэтому я следую моему
увлеченной, творческой личностью.
педагогическому кредо «Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к
их выполнению. Долой скуку, давай творчество!»
Слайд8
Моя рабочая программа «Юный Шахматист» составлена на основе авторской
программы «Шахматы школе» под редакцией И. Г. Сухина,
Слайд9
данная программа рекомендована Министерством образования и науки
Российской Федерации.
Игорь Георгиевич Сухин (..кандидат педагогических наук, почетный
работник общего образования Российской Федерации, член Союза писателей
России, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики
Российской Академии образования).
Слайд10.
2 Знаете, уважаемые коллеги, мне повезло. Для меня мастеромпедагогом стал
Игорь Георгиевич – человек увлеченный, творческий, заинтересованный в
развитии шахматного образования в России.
Наша встреча состоялась в 2013 году на международной научнопрактической
конференции “Шахматное образование – важный ресурс мировой системы
образования», а также в 2014 году на курсах повышения квалификации по
теме «Методика проведения занятий по шахматам».
Слайд11.
Итак, коллеги программа «Юный шахматист» рассчитана на период 4
года. Участниками программы являются дети от 7 до 11 лет.
Говоря об Актуальности программы необходимо отметить, что в рамках
утвержденной Правительством РФ Концепции долгосрочного социально
экономического развития РФ на период до 2020 года Министерством спорта
РФ разработан проект Федеральной целевой программа «Развития вида спорта
шахматы в РФ». Одной из основных задач проекта является вовлечение
максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в
систематические занятия видом спорта шахматы. Реализация образовательной
программы «Юный шахматист» позволяет сделать популярным и доступным
такой вид спорта как шахматы для детей и подростков и заинтересовать их к
систематическому освоению азов шахматного мастерства.
Новизна данной программы состоит в том, что она направленна на
формирование умственного развития, то есть способность действовать «в
уме».
Слайд12.
Под способностью действовать "в уме" мы будем понимать
интегрированную характеристику человеческого сознания,
которая
представляет собой единство воображения, внимания, памяти и мышления.
пять этапов развития способности
Программа предусматривает
действовать "в уме":
Слайд13.
1. Этап фона: когда дети учатся передвижению фигур на шахматной доске
в соответствии с правилами игры и решают задания, передвигая фигуры
по доске.
Слайд14.
3 2. Этап репродуцирования: когда ребята решают шахматные задании не на
доске, а по диаграммам – без передвижения фигур, пальцем показывая
верный ход или верный маршрут.
Слайд15.
3. Этап манипулирования: это нахождение верных ответов с помощью
шахматной нотации т.е. (сопровождают умственное действие громкой
речью).
Слайд16.
4. Этап транспонирования: когда обучающие решают с помощью нотации
проговаривая шепотом.
Слайд17.
5. Этап программирования: это когда решение полностью производится "в
уме".
Слайд18.
На каждом этапе решаются свои собственные задачи формирования и
развития метапредметных и личностных компетенций.
Слайд19.
Таким образом, ранее усвоенный материал становится фундаментом для
дальнейшего развития. А для этого на каждом занятии я использую
определенные методы и формы.
Слайд20.
Например:
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный методы. Они
применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Слайд21.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный, когда
воспитанники добывает новые сведения.
Продуктивный метод играет
большую роль и при изучении основ позиционной игры.
Слайд22.
4 При изучении дебютной теории одним из основных методом является
частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории
осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок
проделывает самостоятельно.
Слайд23.
Итак, формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике. Творческий метод применяется
для совершенствования тактического мастерства обучающихся.
Например: самостоятельное составление позиций, предусматривающих
определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов.
Слайд24.
Для того, чтобы реализовать на доске свой замысел, ребята овладевают
тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий
алгоритм мышления: анализ позиции мотив идея расчёт – ход, а метод
проблемного обучения направлен на разбор партий мастеров разных
направлений, помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Исходя из вышесказанного, коллеги, хочу подчеркнуть, что
использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Слайд25.
Также коллеги, на занятиях обязательно использую информационно
коммуникационные технологии ИКТ это мультфильмы, слайдпрезентации,
обучающие диски по шахматам, которые помогают детям познакомится не
только с правилами игры в шахматы, но и, начиная с решения простых
шахматных задач и тестов, заканчивать сложными.
Слайд26
Для того, чтобы выявить уровень подготовки учащихся, отслеживать
динамику развития каждого ребенка, определять степень реализации моей
программы, я использую следующий диагностический материал:
1. «Педагогическая диагностика в дополнительном образовании» под
2.
редакцией Габдулхаметовой Н. Б.
«Портфолио в системе педагогической диагностики» под ред. Г. Б.
Голуб, О. В. Чураковой
Диагностику провожу в несколько этапов:
5 Слайд27
I. Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала изучения
программы.
Ее цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных
особенностей учащихся в начале цикла обучения.
Методы проведения, уважаемые коллеги, вы видите на слайде.
индивидуальная беседа;
тестирование;
наблюдение;
анкетирование.
Слайд 28
Диагностическая карта изучения детей гр.№1, выявление
Например:
стартовых возможностей на начало года.
Слайд 29
II. Промежуточное диагностирование проводится после изучения каждого
раздела программы или по мере необходимости.
программы.
Слайд 30
цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция
Например: Диагностическая карта изучения детей гр.№1,
динамики развития ребёнка мы видим в таблице.
Слайд 31
III. Итоговая диагностика проводится в конце изучения программы.
отслеживание
Цель: подведение итогов освоения дополнительной образовательной
(общеразвивающей) программы «Юный шахматист»
Методы проведения итоговой диагностики вы видите на слайде.
творческие задания;
контрольные задания;
тестирование;
олимпиада и тд.
Слайд 32
Уважаемые коллеги, но вы знаете, далеко не все дети сразу же способны
оценить необходимость заниматься шахматами, не у всех детей шахматы
сразу же могут захватить область эмоций. Какой бы материал детям не
предлагался, он должен затрагивать эмоциональную сферу, в этом и
заключается моё кредо «Не бывает скучных дел, бывают скучные подходы к
их выполнению. Долой скуку, давай творчество!».
Слайд 33,
6 В каждое шахматное занятие я включаю элементы сказки (читается
дидактическая шахматная сказка),
Слайд 34,
театра (выполняется небольшая инсценировка), игры,
Слайд 35
смеха: например, Мне приснился странный сон: с муравьём боролся …..
(слон)
Слайд 36
(использование шуточного материала),
Слайд 37
тайну (использование сюрпризов), занятие без проигравших и погружение в
решение занимательных заданий.
Одним из главных смыслов моей педагогической деятельности является
создание каждому воспитаннику ситуацию успеха. Вы знаете, что даже
разовое переживание успеха может коренным образом изменить
психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его
деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может
стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Поэтому, на каждом занятие стараюсь создавать ситуации одобрения,
поддержки, доброжелательности; предоставлять максимальную возможность
испытать радость успеха,
яркое ощущение своей нужности и
востребованности.
Слайд – 38,39,40,41,42,43.
Как итог
Ребята принимают участие в
мастерства педагога, хочу представить вам успех
информационных,
воспитанника.
шахматные темы. Они
исследовательских, творческих проектах на
предоставлены на слайде например: «Развитие шахмат в Югре» участие в
районном конкурсе учебных проектов школьников 2013, во всероссийском
конкурсе «Портфолио ученика» (2014). «Шахматы – это интересно!»,
«Шахматы в нашей жизни»
всероссийский творческий конкурс
«Рассударики» 2015. В международном литературном конкурсе «Купель»
20122013г.г.
Принимая участие в соревнованиях по шахматам среди учащихся
образовательных
учреждений и предприятий Газпрома мои ребята
шахматисты являются победителями и призёрами регионального этапа, а я,
как педагог современный и ищущий, стараюсь быть педагогоммастером и
7 поэтому принимаю участие в городских, региональных и международных
соревнованиях по шахматам. Мои достижения вы также можете увидеть на
слайде.
Подводя итог вышесказанному, могу отметить, что занятия шахматами
разносторонне развивают ребенка, его умственные и творческие способности,
фантазию, укрепляют память, формируют и совершенствуют сильные черты
личности, вырабатывают усидчивость, учат упорству, терпению.
Следовательно, шахматы – это не только старинная и очень увлекательная
игра, а целый мир, оказавшись в котором, приобретаешь нужные качества,
необходимые в жизни.
Слайд 44.
Спасибо за внимание!
8
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
В мастерстве педагога – успех воспитанника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.