Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Начало ХХ века, века социальных и индустриальных революций, машин, автоматов и роботов, ознаменовалось появлением огромного числа выдающихся музыкальных произведений, по-новому творивших свои возвышенные сказки и мифы, вопреки всему, что происходило вокруг. «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жар-птица» и «Весна священная» И. Стравинского, «Замок Синей Бороды» Б. Бартока, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля - вот далеко не полный перечень произведений, определивших музыкальное направление первой четверти ХХ столетия.
Иконка файла материала 1.docx
Весна священная. Языческая Русь в балете  И. Стравинского Начало ХХ века, века социальных и индустриальных  революций, машин, автоматов и роботов, ознаменовалось  появлением огромного числа выдающихся музыкальных  произведений, по­новому творивших свои возвышенные  сказки и мифы, вопреки всему, что происходило вокруг. «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского­ Корсакова, «Баба Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова,  «Жар­птица» и «Весна священная» И. Стравинского,  «Замок Синей Бороды» Б. Бартока, «Дафнис и Хлоя» М.  Равеля ­ вот далеко не полный перечень произведений,  определивших музыкальное направление первой четверти  ХХ столетия.Отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд, столь очевидно несозвучные характеру  эпохи? Некоторые музыканты склонны объяснять это  «духом бегства», во все времена свойственным творческим  людям, не желающим мириться с рутиной и обыденностью,  с мертвящей скукой повседневности. «Крыльев! Чтобы  воспарить над горами, долами, над жизнью и смертью, над  всем!» ­ эти слова одного из романсов Р. Шумана могли бы  стать девизом для многочисленных художников, не  желающих подчиняться тискам и оковам своего времени. Однако есть и более глубокие причины, побуждающие  музыкантов пускаться в дальние странствия ­ по векам и  эпохам, по мирам сказочных фантазий и волшебных  превращений, ­ в поисках источника вечной мудрости и  красоты. Ведь искусство, это дитя богини Памяти,  неподвластно течению веков, не знает границ впреодолении пространств и времён. Рождаясь в условиях  своего века, оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. И нередко бывает так, что опыт давно отшумевших эпох  поразительным образом способен объяснять смысл самых  современных событий и даже помогает предугадывать  будущее. «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил  французский поэт ХХ века Поль Валери, подчёркивая  непреходящее значение истин, которые никогда не станут  старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом  поколении. И в обращении музыкантов к глубинным пластам  культурной памяти, не угадывается ли стремление ещё раз  понять человека, его сокровенную природу ­ стремление,  особенно понятное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий?Одним из произведений, созданных в переломное время  начала ХХ века (1913 год), был балет И. Стравинского  «Весна священная». «Весна священная» ­ образ языческой Руси с её весенними  гаданиями, девичьими хороводами, культом Земли,  жертвоприношением в честь богини Весны. В балете  необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия  ритма ­ этого первоначала музыки, восходящего к  глубинным свойствам человеческой природы. Культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для того времени, отмеченного  необыкновенным триумфом балетного жанра (вспомним  «Русские сезоны» в Париже с их серией превосходных  балетных постановок).Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена  «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы  средствами музыки ­ тембров, гармоний, но прежде всего  ритма показать извечное соотношение природных,  стихийных сил жизни, из которых произрастает все:  цветение весны, радость, любовь, ­ и законов древнего  порядка. Этот порядок, подчёркнутый ритуальным началом балета, исподволь «разрастается» в его музыке, подчиняя  себе гармонию, внося размеренность в стихийную  необузданность ритма и, в конце концов, покоряя  человеческие порывы и страсти. И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по  тематике, такой далёкий от интересов европейского  искусства (создавался и исполнялся он в Париже), от  социальных потрясений своего времени, стал подлинным  художественным взрывом. Французский публицист ЖанКокто назвал «Весну священную» шедевром, «симфонией,  исполненной дикой печали, запечатлевшей землю в  состоянии произрастания, шумы древних хижин и  становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое  дыхание скота, глубокие потрясения». Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам ­  истине природы, истине древних законов, данным сквозь  призму музыкального звучания современности, и заключён  секрет необыкновенной актуальности данного  произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же  силы движут побуждениями, что и тысячи лет назад, и те  же оковы древних обычаев противостоят этим слепым и  могучим силам. Так традиция становится синонимом власти вечного.И может быть, умение увидеть это вечное, чувствовать его  дыхание в обычных, никем не замечаемых явлениях, именно и отличает истинного художника, чьё творчество находится как будто вне своего времени, его злободневных событий и  проблем. Стравинский Стравинский родился в Российской империи, жил во  Франции, а позже – в Америке. В своей музыке  композитор блестяще отразил важнейшие черты  стремительно меняющейся эпохи. Стравинский родился в Ораниенбауме (сейчас это г.  Ломоносов), недалеко от Санкт­Петербурга, где его отец  Фёдор Игнатьевич был ведущим солистом Мариинской  оперы. Прежде чем стать учеником композитора Николая  Римского­Корсакова, Игорь учился на юридическомфакультете. Новый период в его жизни начался в 1909 году, когда российский импресарио Сергей Дягилев предложил  ему сочинить музыку для нового балета «Жар­птица». В  результате этого сотрудничества на свет появились ещё два балета («Петрушка» и «Весна священная»), благодаря  которым Стравинский стал знаменитым. Период волнений Премьеры балетов состоялись в Париже. Стравинский был  там со своей женой и тремя детьми, когда вспыхнула  мировая война. Не имея возможности возвратиться в  Россию, он со своей семьёй вынужден был обосноваться в  Швейцарии. Дягилевская труппа распалась во время войны, рассчитывать на крупные постановки было невозможно,  поэтому Стравинский обратился к малым музыкальным  формам.Послевоенные годы Конец войны совпал с началом «джазовой эры», а в музыке  появился так называемый стиль неоклассицизма. Ответом  Стравинского на новые тенденции были такие  произведения, как балет «Пульчинелла», в котором автор  обращался к музыке XIX века, и опера­оратория «Царь  Эдип», отсылающая нас к древнегреческой трагедии. В  1930 году Стравинский написал свою вдохновенную  «Симфонию псалмов» для Бостонского симфонического  оркестра, а в 1939 году обосновался в США, став  американским гражданином. Творчески Стравинский был  разносторонен, как и прежде. Он создал такие непохожие  друг на друга произведения, как «Эбеновый концерт»,  написанный для джазового кларнетиста и дирижёра джаз­ оркестра Вуди Германа, и опера «Похождения повесы»,  вдохновлённая гравюрами английского художника XVIIIвека Уильяма Хогарта. Кроме того, Стравинский  обращался к «серийной технике», или «технике композиции с 12 тонами», введённой впервые венским композитором  Арнольдом Шёнбергом (также эмигрировавшим в  Америку). Международное признание В 1962 году Стравинский торжественно вернулся в Россию, для того, чтобы продирижировать рядом концертов,  состоящих из его собственных сочинений. Он продолжал  путешествовать по миру, дирижируя и записывая свою  музыку почти до самой смерти в Нью­Йорке в 1971 году.  Его тело перевезли в Венецию, чтобы похоронить на  кладбище Сан­Микеле (недалеко от могилы Дягилева –  человека, открывшего его миру много лет назад). Весна священная«Весна священная» ­ произведение дикое и  захватывающее – вершина так называемого «русского»  периода Стравинского  29 мая 1913 года является памятной датой в истории  музыки. Она отмечена премьерой в Париже балета «Весна  священная» («Le sacre du printemps»). Это третий балет  Стравинского, написанный для Дягилева. Дягилев, обладавший безошибочным музыкальным чутьём,  заинтересовался произведением. Заинтересовался  необычным сочинением и друг Стравинского, художник  Николай Рерих,­ он осуществил сценографию для  представления. Рерих был также страстным археологом и знатоком  обрядов древних славян. Он подготовил подробное  описание некоторых обрядов, высланное затем Дягилеву:«В балете «Весна священная», как решили мы со  Стравинским, моей целью является представление  нескольких сцен,  в коих показана земная радость славян и  их поклонение языческим божествам». Новизна, сложность и порой неистовство музыки  спровоцировало тогда неслыханные беспорядки среди  публики, и даже во время репетиций оркестр жаловался,  что музыку невозможно исполнять. Успех балета был поистине скандальным в музыкальной  истории XX столетия: с овациями, переходящими в драку,  и вмешательством полиции. В скандале, вспыхнувшем в  вечер премьеры, поначалу винили Стравинского, но музыка  «Весны» была реабилитирована,  когда, исполненная в  симфоническом концерте, она вызвала овации. Позже один  из критиков писал: «Парижская премьера «Весны  священной» вспоминается как что­то очень значительное,как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного  шара». Жертвенное приношение Стравинский говорил, что был вдохновлён русской весной,  которая внезапно взламывает лёд и плавит снег после  долгой зимы. В священном благодарении за возвращение  весны старцы садятся и наблюдают, как молодая девушка  танцует, доходя до исступления, тем самым принося себя в жертву богам. Первобытная и стихийная хореография Вацлава  Нижинского отлично соответствовала необузданной мощи  музыки Стравинского, столь далёкой от изящного  классического балета, к которому привыкли парижские  зрители. Союз этих двух революционных творческих сил  вызвал испуг.Краткое содержание Авторы либретто ­ И. Ф. Стравинский, Н. К. Рерих. Действующие лица: Старейший­Мудрейший; Старцы ­ человечьи праотцы; Девушка­обречённая; Девушки; Юноши; Старухи. В первой картине являются юноши со старой, очень старой  старухой, возраст и век которой неизвестны, которая знает  все тайны природы и научает сынов своих прорицаниям.  Она бежит, нагнувшись над землёй. Юноши рядом с ней,  как весенние вестники, которые своими шагами обозначают ритм Весны, биение пульса Весны.В это время спускаются с берега реки девушки (Щеголихи). Они составляют венок, смешивающийся с хороводом  юношей (Вешние хороводы). Они смешиваются, но в их  ритме чувствуются катаклизмы составляющихся групп. Группы юношей разделяются и начинают бороться. От  одной к другой перебегают борцы, которые ссорятся. Это  — определение сил борьбою, т. е. игрою (Игра двух  городов). Но вот слышится близость шествия. Это приближается Старейший­Мудрейший, самый старый  из племени. Всеми овладевает ужас. И Мудрый  благословляет землю, упав ниц, распластав руки и ноги,  сливаясь в одно с землёй (Поцелуй земли). Его  благословение, это — как знак освобождения ритма. Все  бегут, извиваясь, соединяясь в большие группы, как новые  силы природы. Это — выплясывание Земли.Вторая картина (Великая жертва) начинается тусклой  игрой юношей. Вначале музыкальная прелюдия основана на  мистическом пении, под которое танцуют девушки.  Последние своими извиваниями обозначают место, где  будет замкнута и откуда уже не сможет выйти Обречённая. Обречённая ­ это та, которую должна освятить Весна. Это  та, которая вернёт Весне силу, отнятую у неё молодостью.  Девушки танцуют вокруг Обречённой, нечто вроде  славления (Величание Избранной). Потом следует очищение Земли и взывание к праотцам. И  предки группируются вокруг Избранницы (Действо  Старцев ­ человечьих праотцов), которая начинает  танцевать Искупительный танец (Великая священная  пляска). Языческие образыПервая часть балета, «Поцелуй земли», открывается  холодным звучанием фагота в его самом высоком регистре, рисуя суровый, дикий и пустынный пейзаж. Постепенно  подключается остальная часть огромного оркестра, словно  замороженная земля начинает просыпаться и возвращаться  к жизни. «Весенние гадания. Пляски щеголих» известны своими  взрывными ритмами, юноши и девушки деревни начинают  свой танец, в то время как отрывки мелодии русской  народной песни слышится сквозь гармонию. Стремительное движение струнных, позывные валторн и  труб и настойчивые барабанные удары изображают «Игру  умыкания», в которой юноши уводят с собой избранных  ими девушек.«Вешние хороводы» наполнены таинственной ритуальной  торжественностью, теперь танец идёт в тяжёлом медленном движении. Целый оркестр, кажется, рычит под  аккомпанемент сокрушительных ударов там­тама. Балет  заканчивается священной пляской избранницы, в диком  трансе она танцует, доводя себя до лихорадочного конца.  Танец останавливается ­ боги получили свою жертву. «Весна священная» отразила дальнейшие новаторские  искания Стравинского в области гармонии, оркестра и  ритмики, достигающей здесь небывалой ранее степени  сложности. В тематизме балета большое место занимают  краткие архаические народные попевки, становящиеся  типичными для языка Стравинского в ряде последующих  произведений с национальной тематикой.Найденные в «Весне священной» новые выразительные  средства оказали огромное влияние на развитие  европейской музыки ХХ столетия. В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея  использована музыка из балета «Весна священная». Она  звучит на протяжении четырёх последовательных эпизодов, изображающих создание земли, развитие простых форм  жизни, появление динозавров и их вымирание. Хотя первый показ мультфильма изначально не сопровождался  огромным успехом, сейчас он стал классикой. Вопросы и задания: Было ли у вас когда­нибудь ощущение, что окружающий  мир природы одухотворён? Возможно ли, по­вашему, для современного человека  чувство слияния, единения с природой?Можно ли считать балет И. Ф. Стравинского «Весна  священная» музыкальной картиной языческой Руси и  почему? Согласны ли вы с утверждением, что в «Весне священной»  необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия  ритма? С чем это связано?