Включение проектной деятельности в образовательный процесс (мастер-класс)
Оценка 5

Включение проектной деятельности в образовательный процесс (мастер-класс)

Оценка 5
Исследовательские работы +1
docx
русский язык
6 кл
26.03.2019
Включение проектной деятельности  в образовательный процесс (мастер-класс)
Данный мастер-класс предназначен для всех, кто не стоит на месте, а постоянно находится в поиске инновационных технологий и внедряет их в наше Российское образование. Одной из таких инноваций является проектная деятельность, которая помогает подрастающему поколению видеть вокруг себя проблемы и достойно решать их, заставляя властные структуры обратить внимание на эти, выявленные подростками, под чутким руководством взрослых, проблемы. Мастер-класс проводился для преподавателей русского языка. Материал соответствует возрастной группе 6 классов.
Книга проектная работа, Анисимова О.В..docx

Надпись:                                                               Славгород-2019

 


                                        

 

 

                  Мастер-класс.

 

 

 

 

 

                               Включение проектной деятельности

в образовательный процесс.

(мастер-класс)

 

                                           Автор: Анисимова Ольга Викторовна,

                                                                учитель русского языка и литературы

                                  МБОУ «СОШ №15»

 

 

         Данный мастер-класс предназначен для всех, кто не стоит на месте, а постоянно находится в поиске инновационных технологий и внедряет их в наше Российское образование. Одной из таких инноваций является проектная деятельность, которая помогает подрастающему поколению видеть вокруг себя проблемы и достойно решать их, заставляя властные структуры обратить внимание на эти, выявленные подростками, под чутким руководством взрослых, проблемы. И помочь им в решении этих проблем. Но без помощи педагогов, без помощи взрослых, одним ребятам с этими проблемами не справиться. Этот мастер-класс в дальнейшем поможет Вам понять, насколько важна проектная деятельность, грамотно составить проект и представить его на любом уровне. Занятия проектной деятельностью в школьной жизни помогут ребятам в дальнейшем, когда они уже станут взрослыми.

          Мастер-класс покажет Вам действия учителя и учеников в заключительной фазе, чтобы у Вас был пример, чего можно добиться на уроке.

 

 

                        Немного о проекте как методе обучения.

 

          Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

 

 

Сегодня мы поговорим об использовании проектной деятельности как одного из методов обучения, который побуждает ученика занять активную субъектную позицию, самостоятельно добывать, усваивать и применять новые знания и опыт, анализировать свою деятельность и ее результаты, формировать адекватную самооценку. Обязанность учителя – готовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности.

 

Работа над проектом, как никакая другая школьная работа, позволяет реализовать многие личностные потребности учеников. Она дает возможность школьнику применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Чаще всего доминируют потребности в коммуникации со сверстниками, в самопознании. Если дать максимальную самостоятельность, не отпуская на «самотек» работу, это дает возможность учащемуся занять свое место в классной иерархии, узнать границы своих возможностей, увидеть рост своей компетенции. Именно поэтому при правильной организации проектной деятельности в школе появляется возможность решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Как любая индивидуальная работа, проектная деятельность дает возможность учитывать особенности каждого учащегося. Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки будут заметны только самому автору и его руководителю, а удачная презентация позволит повысить самооценку, а возможно, и статус в классе.

Взаимодействие рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они становятся соратниками, занятыми одним общим делом. Причем активной стороной становится ребенок, он формулирует запрос к взрослому, как носителю необходимой информации и опыта.

            Метод проектов можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения усвоенных знаний, умений.

Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы и которая должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе работы и также становится средством

решения проблемы.

Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.

Еще одно его свойство – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы, каждый из которых имеет промежуточные задачи, определить способы их решения, найти ресурсы для этого, разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы, других источников, со сбором информации, возможно, с проведением различных исследований, анализом и обобщением полученных данных, формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способов ее решения.

Для воплощения найденного способа решения создается проектный продукт, который должен обладать определенными потребительскими свойствами, т.е. удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, решению которой и посвящена данная работа.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы. В нем описываются все этапы работы, начиная с определения проблемы проекта, все принимавшиеся решения с их обоснованием, все возникшие проблемы и способы их преодоления, анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п., подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы работы.

Непременным условием является публичная защита проекта – своего рода презентация, в ходе которой автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы, так как она предполагает рефлексивную оценку автором своего труда и приобретенного опыта.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности: полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя - лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен почувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов. Ребенок должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не

совпадает с точкой зрения учителя. Только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки (предметные и общеучебные) и усовершенствовать уже имеющиеся.

Доминирующий метод нашего проекта – ролево-игровой.

Тип проекта – творческий.

             Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

- договориться с группой или учителем о жанре,

- развивать проект в подчинение жанра конечного результата,

- стремиться получить творческий продукт,

- задать жесткую структуру не самого проекта, а его оформления

 

      Наметим целевые установки данного мастер-класса:

1.     Практическая значимость метода проектов на уроках русского языка (для чего нужен проект?) Эта часть уже рассмотрена выше.

2.     Построение проекта и его подготовка при работе в группах.

3.     Правила работы в группах. (Утверждаются на уроке).

4.     Презентация проекта на уроке.

 

                 

 

             Прежде чем приступить к «разбору полетов», хотелось сделать своего рода лирическое отступление. Почему на уроки русского языка и математики дети идут с тяжелым сердцем, как в наказание? Ведь это очень важные, я сказала бы, основополагающие предметы! Все дело в том, КАК подается материал! А ведь можно и ТАК! Вот один из отзывов на урок по защите проекта.

«Русский язык – мой самый любимый предмет в школе. На уроках, кроме основной работы: диктантов, выполнения упражнений, сочинений и изложений – мы развиваем свои творческие способности, делая «шпаргалки» в рисунках, рваные тексты, презентации, чтобы закрепить пройденный материал,  и не только. Недавно мы познакомились с новым видом работы – творческий проект, над которым мне было очень интересно работать – создание школы будущего. Впереди нас ждут еще новые проекты, новые виды творческих работ, но меня это наполняет не страхом, а ожиданием – мне понравилось работать в группе, и я уверена - у нас все получится!» (6А, Дмитриева Юлия)

     А вот еще один отзыв, чтобы предыдущий был понятен.

         «Рваный текст – задание для одноклассника, точнее, это несколько видов заданий по пройденным темам, дополненные рисунками, кроссвордами  или цветной иллюстрацией, в которую «вписано» само задание. Такой вид домашней работы  направлен на то, чтобы ученик, который делает эту карточку-задание, сам повторил пройденную тему, потому что, подбирая материал в учебнике, словаре, в художественном тексте, он вынужден это сделать. А тот, кому это задание попадется, оценит знания и творчество друга и проверит свои. И делать такие домашние задания, как рваный текст, гораздо интереснее. Почему он так назван? Потому что там, где нужно вставить орфограмму  или знак препинания, стоит пробел. Иногда нужно по значению слова определить само слово, или наоборот. Мне понравился этот вид работы – заставляет думать! Но метод проектов мне понравился еще больше, он подружил нашу группу настолько, насколько это можно, мы сами не ожидали этого! Каждый старался внести в проект свою мысль, свои идеи, а они были разными. И мы узнавали друг друга снова, с другой стороны. Хочется еще раз окунуться в проектную групповую работу».                                      

                                                                                                   (6А класс, Карабельникова Анастасия)

            Именно такие отзывы заставляю учителя работать от души, внося в урок энергию творчества. Для этого иногда нужно перелопатить «тысячи тонн словесной руды» (Маяковский В.В. Поэзия). Но и такой отзыв нужно заработать. Уточняю: ради таких отзывов, ради любви детей к родному русскому языку с такой тщательностью продумываю построение урока. Метод проектов в этом – большое подспорье.

Данный спаренный урок является продолжением урока «Миссия Знания», на котором уже произошла разбивка класса на группы, проработка правил работы в группе. Урок прошел в форме путешествия – полета на экзопланету Земля-2.

 

Организационная информация

 

Предмет          

Русский язык

 

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6 класс общеобразовательной школы, 25-28 обучающихся

 

Продолжительность урока (занятия)

80 минут (спаренный урок)

 

Методическая информация

 

Тема урока / занятия

 

Словообразование и орфография. Культура речи. «Миссия Знания-2».

 

 

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская

 

Классификация урока/занятия в системе образовательных

 

мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Тип: комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».

Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории и практики по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»,  совершенствование навыков определения способа образования слов, морфемного разбора слов,  закрепление навыков правильного употребления приставок ПРЕ- и ПРИ-, правильного написания корней с чередованием,  развития речи при выполнении письменных работ.   

Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Словообразование и орфография. Культура речи».

 

Психологопедагогическая   характеристика особенностей класса / коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Шестиклассники (дети 11-12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер.

В познавательной сфере происходят следующие изменения:

 - замедляется темп их деятельности, следовательно, на выполнение определенной работы требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают капризны и раздражены, у них часто меняется настроение.

Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения, а также наглядности в виде слайд-шоу, направляющей восприятие учебного материала в игровой технологии. Для иллюстрации заданий используется

 

Цели урока/ занятия

 

-  повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Словообразование и       орфография. Культура речи»;                                                                                                           

 - формировать умение применять изученное на практике;

 - развивать  интерес  к  предмету,  память,  внимание,  сообразительность;

 - повысить  мотивацию к обучению

- совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи.

 

Задачи урока/ занятия

 

 Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Словообразование»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;

Развивающие – совершенствование навыка работы с различными источниками информации с целью отбора  необходимого материала; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. 

Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления словообразовательного и морфемного разбора, в частности, приставок ПРЕ- и ПРИ-, правописание гласных Ы-И после приставок. Вторая часть занятия посвящена проектной работе по теме «Школа будущего»

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Способы образования слов, корни с чередованием КОС-КАС, ГОР-ГАР, буквы И и Ы после приставок, приставки ПРЕ- и ПРИ-, сложные слова и соединительные гласные, сложносокращенные слова, морфемный и словообразовательный разборы, закрепление навыков устной и письменной культуры речи.

 

Фаза урока (занятия)

                                                                              Этап

                                                                    Название метода

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

 

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

 

         Фаза 1

                                                                                                        Инициация, 5 минут

 

 

                                                                                                                     АМ «Как все начиналось…»,  2 минуты

 

 

Цели и задачи: разделить на группы; создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу.

Материалы: не требуются

На 4 столах - Маршрутные листы с заданиями

Технология проведения:

Перед началом урока дети уже разделены на 4 группы.  Затем, используя маршрутные листы, дети распределяют роли внутри команды, название  и представляют свой результат.

 

 

 

Ӏ. Начало работы.

Слайд №1. Включается светильник «Космос» (до Целеполагания), можно «музыку космоса».

1.В классе столы расставлены для групповой работы. Групп четыре, каждая команда знает свой состав, название и девиз (Все соотносится с темой уроков).

1.      2.Вступительное слово учителя.

1.                 Если раньше человек, подняв голову вверх, видя синее необъятное небо, только мечтал, что он не одинок в этой галактике, то теперь он знает это почти наверняка. Мечта отчасти сбылась, мы имеем теперь надежду на встречу с братьями по разуму в космических просторах. Мы с вами даже предприняли попытку встретиться с землянами-2. Вспомните, как все это начиналось…

Слайд №2 - Включается объявление НАСА, фильм часть 1, 44 сек.

        Как вы помните, экзопланета была неофициально названа «Землей-2».
 Увлечённые люди являются двигателями прогресса, для них главным является постановка цели, а способ достижения найдётся со временем.

        Время идет вперед. И ученые изобрели способ переброски людей к Земле-2 в кратчайшие сроки, это и было апробировано на первой группе ученых. Но ученые занимаются своей рутинной работой: изучение строения почвы, воздуха, растения, жизни на планете и так далее. Оказалось, что планета заселена «землянами», нужно  установить с ними контакт. Некоторые ученые считают, что это легче сделать детям. Почему? (они не подвержены комплексам, быстро воспринимают любые изменения и находят решения и т.д.)

 

 

 

 

 

 

                                                                Целеполагание 

                                                           «Миссия-2», 12 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу, определить цели и задачи путешествия.

Материалы: не требуется

Технология проведения:

В классе 4 стола – 4 группы. На каждом столе свой маршрутный лист с  заданиями (они все одинаковые), выполняются на самом маршрутном листе. Цели и задачи урока определяются устно. После идет представление команд, напоминание правил работы в группе, знакомство с планом полета.

 

 

        Было предложено (и мы с вами пытались осуществить эту задумку) послать группу талантливых и коммуникабельных детей на Землю- 2, чтобы они начали обучение «землян-2» нашему языку, и тогда можно будет общаться гораздо легче. Язык – универсальное средство общения. Это была миссия «Знания». Но, увы, полет был прерван, т.к. на планете началась эпидемия неизвестной болезни, и нам запретили приземление.

          Теперь проблема решена, и мы с вами сделаем попытку №2.

Но чтобы передать знания, нужно их иметь. Сами знаете, всех желающих не возьмут, будет отбор, своего рода экзамен. Что мы сейчас и проведем. Это будет экзамен особый, максимально приближенный к реальности: мы взлетим на ракете в космос и посмотрим, кто чего стоит.

Каковы же наши задачи и цели полета? Почему мы назвали путешествие «Миссия-2»? (Учащиеся сами должны определить их)

Задачи урока:  обобщить и систематизировать знания и умения по изученной теме.                                   

Цели урока:

Личностные:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

2)  активность при решении задач урока;

3) формировать умения работать в группе, учиться сотрудничать;

4) умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

Метапредметные:

5) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения поставленных проблем, и представлять ее в понятной форме;

6) использовать средства наглядности;

7) использовать свои знания в жизни.

Итак, слово Центру управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеозапись – фильм часть 2 (до кружащейся вселенной)

Слайд №3 - Капитан корабля: Внимание! Приготовиться к ноль - перебросу к Земле-2. Всем экипажам находиться на своих местах.

Готовность – 1 минута. Старт!

1.      Подготовка к полёту.

Предлагаю командам представиться! (по 4 балльной системе)

После представления подводятся итоги (запись ведется учителем под изображением каждого корабля на доске)

? – Как вы думаете, что снится тем, кто находится в космосе или

даже просто на орбите планеты? (Земля, ее рассветы и закаты, места, близкие сердцу и т.д.) - продолжение фильма часть 2 до конца.

 - вывешиваются рисунки и подсчитываются баллы.

Но и сама Земля помнит своих героев (включается запись голоса Земли: песня «Я – Земля» в исполнении Л.Зыкиной)

А) Вспомним правила работы в группах (Слайды № 4-6)

Б) Знакомство с планом полета – Слайды № 7-8

 

 

 

 

                                                   Фаза 2 «Работа над темой»

 

                                              Проработка темы

                          АМ  Работа в полете», 20 мин, (на все 3 задания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АМ «Проекты «Школа будуще го», 36 минут

 

 

 

 

Цель:  настроить учащихся на решение задач урока

Задачи:

1) Проверить и актуализировать знания учеников по теме «Словообразование»;

2) выявить пробелы в знаниях, ликвидировать и закрепить умения учащихся через групповую работу;

3) развивать творческо – поисковую  деятельность  обучающихся.

Материалы: маршрутный лист у каждой команды.

Технология проведения:

На каждом столе лежат маршрутные листы с одинаковыми заданиями, они же дублируются на слайдах и  поясняются учителем.

Цель: проверить готовности команд к решению учебных задач

 

 

 

 

ӀӀ. Работа в полете.

Задание 1. Слайд 9 - Тестирование по теме «Чередующиеся гласные в корне слова. Буквы Ы – И после приставок», 10 вопросов.(УМК, ФГОС. Е.В. Селезнева. Тесты по русскому языку. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. Часть 1, 6 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2018) -  8 минут (стр.51 – 1 вариант, стр. 54 – 2в). Собрать работы.

 

Задание №2. Слайд 10. ПРЕ- или ПРИ-? (на каждом маршрутном листе) – 3 минуты

 Выписать в строчку вставленные буквы.

 

Пр_одолев трудности и пр_пятствия пр_ключения, мы пр_близились к пр_красной мечте -  и пр_бываем в восторге от увиденного. Ребята пр_обрели опыт перехода через космическое пространство, нам это пр_годится. (Е  Е  И  И  Е  Е  И  И)

 

Ошибки объясняются, подводятся итоги

 

    Задание №3 Слайд 11Привести по одному примеру способа образования слова. 3 мин

Приставочный -

Суффиксальный –

Приставочно-суффиксальный –

Сложение основ слов –

Сложение слов –

Переход из одной части речи в другую –

 

ӀӀӀ.  Приземление.

Защита проектов. 5-6 минут каждой группе, на обсуждение каждого проекта 2-3 минуты. Оценивание по 5-балльной системе.

Учитываются: цели и задачи школы, соответствие названия,  комфортность, безопасность, здоровьесберегательные технологии, подготовленность группы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

Физминутка, АМ «Космическая прогулка»,  2 минуты

 

Цель: снять напряжение, разрядить обстановку

 Материалы:  видеоролик

Технология проведения: учитель включает видеоролик, обучающиеся в это время двигаются в такт знакомой музыке, подпевают.

 

Учитель: Итак, команды дружно поработали, пора и отдохнуть.

 

Все группы танцуют под музыку и выполняют те движения, что указаны на Слайде 12 (видео).

 

                         Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее зада ние

                                        АМ «Возвращение на Землю», 7 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока; подвести итоги; выявить опасения и ожидания на конец мероприятия.

Задачи:

помочь осознать выводы группового опыта; систематизировать произошедшее на уроке; выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; осознать незавершённость  и невысказанность и избавиться от них до окончания работы в группе; проанализировать ожидания и опасения, выявленные в начале урока.

Технология проведения: учитель предлагает вспомнить свои опасения и ожидания, проанализировать, сбылись они или нет, и убрать или дописать их на свою бутылочку.

 

Учитель:

Ӏ˅. Возвращение на Землю.  Адаптация космонавтов – Слайды 13 - 14

Подведение итогов: что больше всего удалось, что затрудняло.

Предоставляю слово “космонавтам”: впечатления от урока и оценка собственной работы.

Учитель1 этап - Давайте подведем итоги, посмотрим, как мы смогли осуществить межгалактический перелет. Все ли задачи и цели выполнены, а главное – как. Проследите участие каждого члена команды в общей работе, укажите положительные стороны и недостатки его работы, в итоге - выставить оценку на маршрутном листе всем членам группы.

2 этап – на шарах, лежащих на общем столе (выбрать понравившийся по цвету, 1-2 шара) написать свои пожелания другим группам и своей. Цвет шара пусть соответствует настроению команды. Если шаров 2, то мелом дорисуйте им ниточки, соединив вместе.

Слайд 15- Подведение итогов. Слово учителя: - Наше путешествие успешно завершилось, все - молодцы, показали себя знающими, умелыми, сообразительными, творческими людьми. Особенно я благодарна капитанам, на них легла большая нагрузка по подготовке проектов. Вручение капитанам памятных ручек-инопланетянок.

 Фото команды-победителя.

 

 

 

 

        Домашнее задание, 1                                                                                                           

 

 

Учитель благодарит всех за урок – Слайд 16 - и объявляет ДЗ

 

ДЗ Слайд17 - написать мини-сочинение – отзыв об уроке “Полёт в космос” ”(Что узнали, чему научились, чем смогли поделиться с землянами-2 и т.д.). Можно оформить на листе А4, можно в рабочей тетради.

Для желающих – нарисовать рисунок.

Фотография команды-победителя (с последующим вручением). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист

 

 

             Группа №    , капитан –

Фамилия, имя

Баллы за участие в проектной работе группы до урока

Баллы, заработанные на уроке

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Работают ВСЕ!

 

        Задание №1Придумать название и девиз команды в соответствии с темой урока.

 

             Задание №2 ПРИ- или ПРЕ-? Выписать в строчку вставленные буквы.- 3 мин.

 

Пр_одолев трудности и пр_пятствия пр_ключения, мы пр_близились к пр_красной мечте -  и пр_бываем в восторге от увиденного. Ребята пр_обрели опыт перехода через космическое пространство, нам это пр_годится.

 

 

Задание №3 - Привести по одному примеру способа образования слова. 3 мин

Приставочный -

          Суффиксальный –

Приставочно-суффиксальный –

Сложение основ слов –

Сложение слов –

Переход из одной части речи в другую –

Задание № 4 ДЗ - Защита своего проекта – 5-6 мин.  Оценка соперника. Учитываются: цели и задачи школы, соответствие названия,  комфортность, безопасность, здоровьесберегательные технологии и др. Обсуждаем вместе, отвечает один.

Задание 5. – Подведение итогов: что больше всего удалось, что затрудняло.

Ваши впечатления от урока и оценка собственной работы (каждого и в целом команды).

Домашнее задание: написать мини-сочинение – отзыв об уроке “Полёт в космос”(Что узнали, чему научились, чем смогли поделиться с землянами-2 и т.д.). Можно оформить на пол-листа А4, можно в рабочей тетради.

Для желающих – проиллюстрировать любой этап урока.

 

Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)   - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Урок по теме «Словообразование» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий,  урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы   урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока.

Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме путешествия, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности.          Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике и предполагают обогащение словарного запаса и самоконтроля учащихся.

Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, ролевые, групповые.

Воспитательные: командная работа в игровой технологии с применением маршрутных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность.

Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/ занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества 

актуализированы/приобретены/закреплены).

Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Словообразование», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ.

Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления.

 

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

 

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке слайдов формировало эмоциональность и эстетические чувства учащихся. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

Практика новой технологии АМО

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Приложения: маршрутные листы,  презентация «Миссия-2», видеоролик с физминуткой.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО. Петрозаводск. Verso.2012

Копилочка АМО. Мой университет. Образовательный портал.

Физминутка «Космическая прогулка» составлена учителем физики МБОУ СОШ №1 г. Радужный Владимирской области Мимеевой Еленой Викторовной

Видеоролики и презентация составлены автором урока, Анисимовой Ольгой Викторовной, учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №15» .г. Славгорода Алтайского края

Примечания автора/ов

Этот АМО-урок может быть взят за основу для проведения уроков систематизации знаний по морфемике, при повторении какой-либо изученной части речи на уроках русского языка в 5-7 классе. Авторские АМО соответствуют  типу комплексного урока обобще-ния и повторения изученной темы по морфемике и словообразованию.

                                       Фотографии с урока по защите проектов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники:

1.      Электронный сборник АНО ДПО «Инновационный образовательный

центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

Образовательный портал «Мой университет», Присяжных Роза Мансуровна,

Калмыкова Светлана Николаевна, Зеленин Олег Юрьевич, Гейм Людмила Георгиевна, Мастер-класс «Проект от А до Я». Методические рекомендации для педагогов, начинающих осваивать проектную деятельность. Петрозаводск, 2016.

 

2.      Фотографии с урока.


 

3.     

Мастер-класс.

Мастер-класс.

Данный мастер-класс предназначен для всех, кто не стоит на месте, а постоянно находится в поиске инновационных технологий и внедряет их в наше

Данный мастер-класс предназначен для всех, кто не стоит на месте, а постоянно находится в поиске инновационных технологий и внедряет их в наше

Обязанность учителя – готовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности

Обязанность учителя – готовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности

Метод проектов можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания

Метод проектов можно рассматривать как учебно-производственный эксперимент, связывающий две стороны процесса познания

Для воплощения найденного способа решения создается проектный продукт , который должен обладать определенными потребительскими свойствами, т

Для воплощения найденного способа решения создается проектный продукт , который должен обладать определенными потребительскими свойствами, т

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен почувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и…

Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен почувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и…

Построение проекта и его подготовка при работе в группах

Построение проекта и его подготовка при работе в группах

Ведь это очень важные, я сказала бы, основополагающие предметы!

Ведь это очень важные, я сказала бы, основополагающие предметы!

Каждый старался внести в проект свою мысль, свои идеи, а они были разными

Каждый старался внести в проект свою мысль, свои идеи, а они были разными

Для иллюстрации заданий используется

Для иллюстрации заданий используется

Способы образования слов, корни с чередованием

Способы образования слов, корни с чередованием

Фаза 1

Фаза 1

Фаза 1

Фаза 1

Видеозапись – фильм часть 2 (до кружащейся вселенной)

Видеозапись – фильм часть 2 (до кружащейся вселенной)

Фаза 2 «Работа над темой»

Фаза 2 «Работа над темой»

Релаксация Физминутка, АМ «Космическая прогулка», 2 минуты

Релаксация Физминутка, АМ «Космическая прогулка», 2 минуты

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Домашнее задание, 1

Домашнее задание, 1

Маршрутный лист

Маршрутный лист

Сложение основ слов – Сложение слов –

Сложение основ слов – Сложение слов –

Воспитательные: командная работа в игровой технологии с применением маршрутных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность

Воспитательные: командная работа в игровой технологии с применением маршрутных листов учит самостоятельно принимать решения и проходить определённый этап игры, развивает взаимовыручку, а также толерантность

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии

Мой университет» Образовательный портал «Мой университет»,

Мой университет» Образовательный портал «Мой университет»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2019