Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии
Оценка 4.6

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
биология
5 кл—6 кл
03.04.2017
Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии
В своей работе мы пытаемся найти оптимальное сочетание современных методов с традиционными подходами, развивать практическую направленность обучения. Интерес к изучаемому предмету, без которого невозможно эффективное обучение ребенка, проще всего сформировать на основе его практической деятельности. Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода. Для этого нужно постановить ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.
Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии.doc
IV Зональные педагогические чтения на тему «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие формирования ФГОС» Е.А. Фадеева МБОУ «Первомайская СШ» Шумячский район учитель биологии Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии Стремительная     информатизация   современного   общества   приводит   к новым,   ранее     неизвестным,     педагогическим   проблемам.     Ребенок     увлечен Интернет­пространством     и   большую   часть   информации   получает   с   экрана монитора. Пытаясь конкурировать  с  этим  источником информации,  мы  часто злоупотребляем   мультимедийными     средствами.     Любой   открытый     урок кажется «устаревшим» без компьютерной презентации и интерактивной доски.  Это,   несомненно,   полезные   дополнения   к   уроку,   но,     изучение   науки   о жизни немыслимо без взаимодействия  с  живыми  объектами. Человеку очень важно научиться сохранять практический, тактильный контакт с природой.  Современная   школа   ставит   задачу   формирования   новой   системы универсальных   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   опыта   самостоятельной деятельности, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Для обучения учащихся в соответствии с ФГОС необходима реализация деятельностного подхода. Для этого нужно постановить ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя. Исходя из вышесказанного, целью работы является: Формирование   экологически   грамотной   личности,   имеющей   творческие способности   и   реализующей   их   в   разных   формах,     путем   включения обучающихся в активный процесс познания окружающего  мира Задачи:  Включить учащихся в практическую деятельность на уроке и во  внеурочной деятельности   Обеспечить развитие познавательного интереса к предметам  естественного цикла  Обеспечить развитие творческих компетенций учащихся,  Обеспечить развитие общеучебных навыков: наблюдение, обобщение,  анализ, синтез, моделирование В своей работе мы пытаемся  найти  оптимальное  сочетание современных  практическую методов   направленность  обучения.   Интерес   к   изучаемому   предмету,   без   которого невозможно   эффективное   обучение   ребенка,   проще   всего   сформировать   на   традиционными   подходами,     с     развивать   1 IV Зональные педагогические чтения на тему «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие формирования ФГОС» основе его  практической деятельности. За десять лет   проведения   летних полевых  практик, экскурсий  мы  убедились  в  том,  как это  важно. Нами  был собран   значительный  гербарный   материал.  Он   используются   при   изучении морфологии  органов  растений и на  занятиях  по  систематике  организмов.  Во время уроков мы  проводим  определение,  используя «Гербарий», на занятиях кружка применяем определители и более разнообразный гербарный материал, включающий различные семейства, типичные для средней полосы. В последние годы   во   время   определения   на   экран   проецируются   цифровые     фотографии растения     и     его   отдельных     частей.     Они     используются   параллельно     с гербарными    листами     и   позволяют     рассмотреть     детали    строения   цветка, показать   разные   этапы   жизненного   цикла,   что   облегчает   детям   узнавание объекта   в   природе.   Растения   на   фотографиях   детям   проще   узнать,   чем   на гербарных   экземплярах.   Помимо   изображения     интересные сведения о данном растении, рассказывается о его лекарственных и ядовитых свойствах.   В   настоящее   время   мы   сделали   более   50     снимков   и   начали размещение «Цифрового гербария» на сайте.   приводятся   Ключевой   момент   преподавания биологии   –   лабораторная   работа   с использованием     цифрового   микроскопа.     Во     время   занятия   учителю   очень важно   убедиться,   что   ребенок   видел   объект   правильно   и   понял   увиденное. Учитель проецирует через медиа проектор изображение на белую маркерную доску,   которая   используется   в   качестве   экрана,   показывает,   как   зарисовать увиденное, делает на доске необходимые подписи. Без этого ребенок вряд ли сможет   разобраться   в  таком  сложном  препарате,   как,  например,  поперечный срез ветки липы. Для  повышения  качества  работы используется еще один прием работы с цифровым микроскопом – цифровая фотография или видеосъемка. Фотографии не исключают выполнение по итогам работы биологического рисунка, но позволяет лучше в нем разобраться тем детям,   у   которых   нет художественных   способностей.   Помимо   изучения   анатомии   растений,   мы проводим   на   уроке   лабораторные   работы   по   изучению   микроорганизмов, строения насекомых и др.    Обучение на основе проектной деятельности — это один из методов  развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений  (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации,  проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое  решение). Данную методику широко использую в 5­6 классах. Цели, которые  ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по  теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной  2 IV Зональные педагогические чтения на тему «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие формирования ФГОС» литературой и другими источниками информации; обучение правильному  оформлению проектной работы, созданию презентационного материала.  Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и  логического мышления, приобщает школьников к необходимости  самостоятельного решения жизненно важных проблем. Некоторые     практические     задания   школьники   выполняют   дома, самостоятельно. Часть   из   них   обязательна,   такие   как «Строение   сочных плодов»,   «Строение клубня картофеля и луковицы».   Другие   работы   носят исследовательский     характер,     например,   «Исследование   качества   воды», «Изучение гнездовий аистов». По результатам таких работ готовим выступления на ученической конференции.  Лабораторную работу по вегетативному размножению комнатных растений проводим на спецкурсе по биологии, т.к. она долгосрочная.  Выбираем растение, срезаем черенок (стебля, листа, корня), ставим черенки в воду и наблюдаем за развитием корней, результаты записываем   в таблицу, получившиеся растения высаживаем в почву. Согласно требованиям ФГОС в базисном учебном плане 5 и 6 класса на изучение   биологии   выделен   всего1   час.   Фактический   материал   огромен,   что значительно   уменьшает     возможность   практической   деятельности   на   уроке, поэтому спецкурс по биологии в 5­6 классе жизненно необходим. Программа спецкурса позволяет   выращивать из семян экзотические растения, формируя полезные  навыки. Использование скарификации помогло получить финиковую пальму (лат. Phoenix).    Более   4   лет   успешно   растет     хамедорея   (Chamaedorea). Ученики   5–7   классов   собирают   материал   об   уникальных   растениях     и получаются  интересные рефераты.  Проводить экскурсии, изготавливать, развешивать кормушки и скворечники, а затем проводить наблюдения за птицами нашей местности   выращивать рассаду и овощи на учебно­опытном участке проводить   акции   «Чистый   берег»,   «Муравей   –   наш   друг», «День птиц»   участвовать   в   конкурсах   рисунков   и   фотографий, экологических походах,   а трудовые десанты, ставшие визитной карточкой школьников, сделали наш поселок чище, а ребят внимательнее и отзывчивее 3 IV Зональные педагогические чтения на тему «Развитие творческого потенциала учителя и ученика как условие формирования ФГОС» Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях  практической деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.  В настоящее время слово «ботаник» стало именем нарицательным. На наш взгляд,   необходимо   изменить   негативно­ироническое   отношение   общества   к этому понятию. Для этого   придется   вернуть   ботаническим знаниям   статус части   общечеловеческой культуры.   Данному   процессу,   как   нам кажется, будет способствовать качественное биологическое образование в школе. Закончить свое выступление я хочу словами китайской пословицы: Скажи  мне – и я забуду, Покажи мне —  и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь 4

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии

Внеурочная практическая деятельность в процессе обучения биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017