Цель: Сформировать у учащихся образные представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы.
Зрительный ряд: Рисунки интерьера крестьянского жилища; репродукции; ИКТ-презентация
Литературный ряд: Л.Мей "В низенькой светелке...", В.Белов – высказывание о русской печи, детские книжки с иллюстрациями русской избы.Внутренний мир русской избы
Тема урока: Виртуальная экскурсия по улицам родного города
«Архитектурные памятники нашего города»
Цель урока: развитие познавательного интереса к изучению
родного края.
Задачи
Образовательные: формировать гражданские качества; чувства
гордости за свою малую Родину, народ, уважение к достойным
страницам прошлого, великим свершениям;
Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой Родине;
познакомить с достопримечательностями города, жизнью
мариинцев, интересными событиями;
Развивающие: развивать творческие способности и
художественный вкус учащихся.
Зрительный ряд: видеосюжет «Архитектурные памятники
Мариинска»,песни «Город мой – любовь моя», «Марииночки».
Эпиграф: « Всякому мила своя сторона» Русская народная пословица
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
Слушают песню и
определяют тему
урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на предстоящий урок.
Звучит песня «Город мой – любовь
Регулятивные
УУД:
моя».
Организация
-Как эта музыка связана с темой
внимания
нашего урока?
-Как вы думаете, что мы сегодня
будем с вами делать?
2.Мотивация учебной деятельности
Активизирует учащихся.
Приглашает совершить путешествие.
- У каждого человека есть особенно
дорогие, близкие и милые сердцу
места, где он родился, учился,
трудится. Это его родной край, его
малая Родина. А для всех нас – это
Кемеровская область, Кузбасс.
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, скажем без прикрас,
Но из всей моей России
Ближе к сердцу наш родной Кузбасс.
Город деревянный и простой,
С древней самобытной красотой,
Отвечают на
вопросы - Сколько
городов на
территории нашей
области.
- В каких городах
уже бывали.
-Какой один из
старейших городов
Кузбасса.
-Какой город
мастеров по
дереву,город
изделий из
Коммуникативны
е УУД:
Умение слушать
и строить
речевое
высказывание в
устной формебересты,город
талантливых
людей,
город - музей.
Люди в нём живут красивые,
И в делах счастливые.
Демонстрирует слайды.
- Знаете ли вы, сколько городов на
территории нашей области?
- А в каких городах вы уже бывали?
Наш путь лежит в …
Город деревянный и простой,
С древней самобытной красотой,
Люди в нём живут красивые,
И в делах счастливые.
Это:
-один из старейших городов Кузбасса;
-город мастеров по дереву;
-город изделий из бересты;
-город талантливых людей;
-город - музей.
-Кто догадался, в какой город мы
прибыли ?
- В Мариинск.
3.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
Слайд "Мариинск"
На берегу, где горы Арчекаса
Узорами повисли над рекой,
На северной окраине Кузбасса
Расположился город мой.
На берегах прекрасной Кии,
Стоит он более 100 лет.
В просторах матушки Сибири,
Ему подобных нет нигде.
Мы познакомимся с
достопримечательностями города,
жизнью мариинцев, интересными
событиями, получим много новой
информации.
4. Открытие учащимися новых знаний
Организует учащихся по
исследованию проблемной ситуации.
Слайд "Въезд Мариинск"
- Раньше город назывался Кийск.
Мариинском же назвался не просто
так, а по царскому указу в честь
императрицы Марии Александровны
супруги императора Александра II.
Слайд "Герб". У города есть свой герб,
флаг, гимн
Слайд "Флаг"
-Мариинск – удивительно красивый
город, учитывая его возраст 152 года
– у нас находится множеств
интересных мест. Город год от года
Ставят задачу
лучше узнать о
достопримечатель
ностях города
Рассматривают
слайды про
город.Отвечают на
вопрос какие 5
памятников
открыли за
последние
несколько лет. Для
того чтобы
ответить на вопрос
складывают
мозаику.
Регулятивные
УУД
Определение
последовательно
сти
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата;
Познавательные
УУД
Самостоятельно
е
формулирование
познавательных
целей
РегулятивныеУУ
Дцелеполагание
Коммуникативны
еУУД
Инициативное
сотрудничество
в поиске
информации
Познавательные
УУД
Приобретение
опыта создания
художественног
о образа в
2архитектуре
Коммуникативны
еУУД
Умение слушать
и строить
речевое
высказывание в
устной форме
Рассматривают
Слайд "Памятник
Марии"
Отвечают на
вопрос почему
именно Марии был
установлен
памятник.
хорошеет и становится всё более
притягательным не только для
жителей, но и для туристов.
-Только за последние несколько лет
мариинцы открыли 5 памятников.
Интересно, какие?
- Ответ на этот вопрос вы получите,
сложив мозаику. Постарайтесь
справиться с этим заданием за 2
минуты.
-Что же у вас получилось?
Слайд "Памятник картошке"
-Удивительной красоты памятник
картошке. Идея установить такой
необычный памятник в Мариинском
районе неслучайна. Мало кому
известно, что родиной не побитого до
сей поры мирового рекорда по сбору
урожая картофеля является... город
Мариинск! В 1939 году Мариинск стал
столицей зарегистрированного
мирового рекорда по сбору
картофеля. Поставленным рекордом
до сих пор гордятся жители
Мариинска, а потому всем городом
решили установить памятник
"второму хлебу" -мариинской
картошке.
Слайд "Памятник Марии"
- Перед вами – памятник Марии. А кто
помнит, почему именно Марии он был
установлен?
- В 2007 году возле библиотеки им.
Чивилихина был установлен памятник
императрице Марии. Памятник
окружен цветниками и скамейками. И,
по уже сложившейся традиции,
прислонившись к голубю в руках
Марии, можно загадать желание.
Слайд.В октябре 2009 года был
открыт памятник и супругу
императрицы - императору
Александру II.
Слайд
-Узнаете? Теперь и в Мариинске есть
такой же памятник. На пьедестал
привокзальной площади встал
паровоз, который трудился на
сибирской магистрали в прошлом
веке.
Слайд "Часовенный комплекс"
3-А вот еще одно удивительное место-
Часовенный комплекс в честь Святой
великомученицы Анастасии
Узорешительницы. Часовня возвелась
в память обо всех невинно
пострадавших людях. На открытии
присутствовал Губернатор области
Аман Гумирович Тулеев.
Слайд "Музеи"
-А сколько у нас музеев!!!
Краеведческий, музей им.
В.А.Чивилихина.
Слайд. Единственный в своем роде
музей «Береста Сибири», на пороге
которого сейчас мы находимся.
Давайте приоткроем дверцу …
Ребята, мы побывали в гостях у
народного мастера России, Почетного
гражданина города, руководителя
ансамбля «Казачий строй» Юрия
Михайлова.
- Да! Наш город славен мастерами!!!
Слайд.Мариинск отличается от других
городов резьбой по дереву. Резьбой
украшали окна, карнизы, фронтоны,
ворота, заборы. Украшения настолько
разнообразны, что не найти в городе
двух одинаковых домов. Орнамент
наделял каждый дом собственным
лицом и характером, а улицу делал
праздничной даже в будни.
5.Творческая практическая
деятельность
Дает задание украсить орнаментом
наличники окна.
- На столах лежат окна из бумаги,
разнообразные заготовки узоров, вам
только осталось проявить творчество
и фантазию, оформить ими наличники
окон. Предлагаю выполнить это
задание во время музыкальной паузы.
Во время работы не забывайте о
правилах работы с клеем, рабочее
место содержите в порядке.
Часто окна, называют окна- очи, через
них входит свет солнца, радости,
добра. Окно связывает мир домашней
жизни с внешним миром.
-А что же видит каждый из вас из
своего окна?
Мы в окно увидим с вами
Повторяют за
учителем
последовательность
работы: украшают
орнаментом
наличники окна из
разнообразных
заготовок узоров.
Индивидуальная
работа
Регулятивные
УУД:
Составление плана
и
последовательност
и действий с
учетом конечного
результата
Предметные УУД
Использование в
собственных
творческих
работах
разнообразия
форм, объемов и
композиционных
решений
4Сердцу край наш дорогой.
Городов в Кузбассе много,
Но у каждого он свой
Слайд "Арчекас"
- Особой любовью у мариинцев
пользуется неповторимый уголок
природы с загадочным названием
Арчекас. Немало легенд, стихов и
песен сложено об Арчекасе. Уже по
сложившейся традиции каждый год
всей школой в сентябре мы
приезжаем в этот загадочный,
красивый, полный свежего воздуха,
мир природы.
- Мариинск – это своего рода
огромный краеведческий музей под
открытым небом.
6.Итог урока.
- К сожалению, наша экскурсия
подошла к концу. Желаю вам удачи в
творческих делах, успехи в учебе,
много новых побед и достижений, а
каждый прожитый вами день- станет
счастливым!
Организует рефлексию
- Ребята, что вам понравилось в вашей
работе?
- Что лучше всего удалось?
- В итоге получилось то, что
задумывали изначально?
- Смогли ли вы передать то, что
хотели?
7. Заключительное слово учителя
Демонстрирует слайд и читает стих
8. Домашнее задание
Используя интернет, познакомиться более
подробно с архитектурой города
Оценивают
собственную
деятельность и
работу своих
одноклассников
Слушают стих
«Стелла»
(Приложение 2)
Составить маршрут
экскурсии по городу
Личностные УУД:
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
творческой
деятельности
Коммуникативны
е УУД
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли.
Личностные УУД
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
творческой
деятельности
5