Вторая жизнь песни в инструментальной музыке

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ» В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ. Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок проводится в I четверти. Содержание в соответствии с ФГОС: 1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. 2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств. Музыкальный материал урока: 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла». 2. П. И. Чайковский Симфония № 4, финал (аудио и видеозапись) 3. «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись) 4. «Песня Сольвейг» в современной трактовке (аудиозапись) 5. А.Варламов «Семь нот» Дополнительный материал урока: 1. Словарь эмоциональных характеристик. 2. Словарь музыкальных терминов.
Иконка файла материала конспект.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЕСНИ» В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ. Народно­песенные истоки русского профессионального музыкального творчества Тема полугодия: «Музыка и литература» Урок проводится в I четверти.  Содержание в соответствии с ФГОС:  1. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты,  основные жанры, темы, образы). Народно­песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. 2. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов;  общность и различия выразительных средств.   Музыкальный материал урока:  1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла».  2. П. И. Чайковский Симфония № 4, финал (аудио и видеозапись) 3. 4. 5. А.Варламов «Семь нот» «Песня Сольвейг» Э.Григ (видеозапись) «Песня Сольвейг» в современной трактовке (аудиозапись) Дополнительный материал урока:  1. Словарь эмоциональных характеристик. 2. Словарь музыкальных терминов. Тема урока «Вторая жизнь песни» в инструментальной музыке.Цель урока   Тип урока Задачи урока Планируемые результаты (предметные) Универсальные учебные действия  (метапредметные) Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках  профессиональной музыки, познакомить с новыми музыкальными терминами: композиторская интерпретация,  аранжировка. Урок усвоения новых знаний. Углубить знания учащихся о творчестве П.И.Чайковского, Э. Грига.  Способствовать развитию интереса к русской музыке  Познакомить с терминами аранжировка, интерпретация Способствовать развитию художественно­образного и ассоциативного мышления учащихся. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными  произведениями. Знать понятия композиторская интерпретация, аранжировка.  Знать характерные черты, основные жанры русской музыки. Четко определять виды оркестров (симфонический, эстрадный). Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.  Расширение музыкального и общего культурного кругозора. Личностные: Развитие доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости.  Развитие эмоционального восприятия  произведения. Познавательные: Развитие умения глубже понимать смысл произведения.  Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Учатся выделять специальную информацию из нотного текста. Формирование умения излагать свою точку зрения. Коммуникативные: Участвуют в коллективной исполнительской деятельности. Учатся строить понятные аргументированные высказывания.  Формирование умения грамотно строить речевые высказывания. Регулятивные: Учатся слушать вопросы и отвечать на них.  Учатся воспринимать музыку как образное искусство. Развитие умения осмысливать полученную  информацию. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность Основные понятия Песня, симфония, композиторская интерпретация, аранжировка.Виды музыкальной деятельности  используемые на уроке 1. Восприятие музыки с последующим анализом:  П.И.Чайковский фрагмент финала Симфонии №4,  И.Крутой «Песня Сольвейг» ­ современная аранжировка. 2. Визуализация:  П.И.Чайковский  финал Симфонии №4, Э.Григ фрагмент «Песни Сольвейг». 3. Хоровое пение:  ­ «Во поле береза стояла» русская народная песня, 1 куплет,         ­ «Песня Сольвейг» тема,  ­ «Семь нот» песня, муз.А Варламова 4. Музыкально­ритмические движения:  ­ физкультминутка Методы музыкального образования  используемые на уроке.       метод размышления о музыке; перспективы и ретроспективы; метод эмоциональной драматургии; метод создания художественного контекста; метод художественного, нравственно­эстетического постижения музыки; метод интонационно­стилевого постижения музыки.    Формы работы  Организация пространства  Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных  терминов, эмоциональным словарем.    Работа  фронтальная, групповая. Этап урока Слайд № Содержание урока 1 Организация начала  урока 1 Приветствие учащихся. Деятельность учителя Учитель настраивает учащихся  на позитивный лад. Деятельность учащихся Приветствие учителя. Выполняют требование учителя Я прошу вас проверить, как организованно  ваше рабочее место. Видеоряд, содержащий в себе  информационное начало. Готовит  учащихся к обсуждению увиденного и  услышанного. (музыкальное  сопровождение видеоряда на выбор  Создает определенный  эмоциональный настрой.  Пробуждает любопытство. Включение учащихся в активную  деятельность.Активизация мыслительных  операций (анализ,  обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память). Коллективное обсуждение видеоряда Вспоминают   и   перечисляют   музыкальные жанры   связанные   с   литературой, (т.е.вокальные жанры) учителя) Проанализируйте, звуковой видеоряд: Мы продолжаем работать по теме «Музыка и  Литература». На протяжении четверти мы с  вами много узнали о связи этих двух искусств.  И выяснили, что если бы не было литературы,  то музыка потеряла много музыкальных  жанров. Каких?  1. Опера 2. Романс  3. Песня                4. Кантата 5. Ода 6. Оратория А какой из этих жанров самый простой?  (Песня.) Что мы уже с вами знаем о песне? 2 Актуализация  опорных знаний  учащихся по  предмету 3 Введение в тему  урока Обсуждение  эпиграфа 1 2 А как вы думаете может ли песня прожить  несколько жизней? А каким образом? Сформулируйте тему нашего урока Формирует диалоговые  формы  работы и потребность  поделиться своими знаниями. Обобщают знания о жанре песня, (опираясь на ранее изученный материал). Высказывают предположения.  Определяют тему урока под руководством учителя. «Вторая жизнь песни» Существует ли вторая жизнь  песни в музыкальных  произведениях?  Формулирует вопрос, на  который в процессе урока дети  получают ответ. Совместно с педагогом формулируют  вопрос. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока.  Как вы понимаете смысл выражения:  Организует беседу,  выявляющую знания учащихся. Слушают собеседника,высказывают свое мнение. Предоставляет краткую  информацию о связи народной и композиторской музыки Выявление связей народной и  композиторской музыки   Зачитывают высказывание С.В. Рахманинова. Подводит итог. Организует беседу. 2 3 4 «Живительный родник творчества»? (обсуждение вариантов ответов детей) В 18 веке впервые стали изучать и записывать  народную песню, появились первые сборники  народных песен с напевами. Крупнейшие  поэты и писатели обращались к народной  песне как источнику русской поэзии, русского  литературного языка. Широкое отражение  народная песня нашла и в русской  профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте. Прочитайте, что говорил о значении народного творчества С.В.Рахманинов: «Разнообразие  народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах  страны объединены разные народы. У них  различные языки и  различные песни…У меня  создалось убеждение, что в тех странах,  которые особенно богаты народными песнями,  естественно развивается великая музыка».  Действительно, связи между русской  композиторской музыкой и народным  музыкальным искусством, отражающим жизнь,  труд, быт и борьбу русского народа за  свободу, его думы и чаянья, глубоки и  многосторонни. Сегодня на уроке мы еще раз окунёмся в мир  музыки замечательного русского композитора  Петра Ильича Чайковского, и на примере его  музыкальных произведений попытаемся  убедиться действительно ли существует связь  между русской композиторской музыкой и  народным музыкальным искусством? Давайте вспомним, что мы знаем об этом  композиторе? 1. Великий русский композитор; 2. Его музыку слушают во всем мире;3. Он писал много музыки для детей и о  природе. 4. А также писал оперы, симфонии,  балеты. Активизация знаний о  композиторе Высказывают свое мнение. Определяют специфику деятельности  композитора. Диск  «Мир музыки» Организует просмотр. 1. А что такое симфония? 2. Где можно услышать симфонию? 3. Кто исполняет симфонию? Активизация знаний о  симфонии. Давайте послушаем небольшой фрагмент  финала Симфонии №4 П.И.Чайковского в  исполнении Государственного симфонического оркестра. И ответим, какая песня дала жизнь этой  симфонии? Организует прослушивание  аудиозаписи. Контролируют правильность ответов своих  одноклассников Получают новую познавательную  информацию о композиторе Чайковском. Определяют характерные черты му­ зыкального творчества композитора. Выделять существенную информацию о  понятии, затем сравнивают с информацией  представленной учителем на слайде  Слушают  фрагмент финала Симфонии №4. Отвечают на поставленный вопрос. Итак, какая песня дала жизнь симфонии?  «Во поле береза стояла» Народная песня с  которой мы знакомились с вами в начальной  школе. А что мы знаем о народных песнях?  Давайте вспомним её пропоем первый куплет,  в характере хороводной песни. Организует работу с учебником. Перечисляют жанры народной песни. Вспоминают какой жанр в каком характере  исполняется (опираясь на ранее изученный  материал). Знакомятся с материалом учебника, на  странице 29. Пение «Во поле береза стояла» 1 куплет Участвуют в совместном исполнении песни.  С помощью средств музыкальной  Формирует диалоговые  формы  5 6 7 8 4 Открытие нового знания    СЛУШАНИЕ ПЕНИЕ Претворение народноймелодии в  композиторском  творчестве Работать по щелчку! выразительности охарактеризуйте песню,  которую мы пропели: (дети дают  характеристику) работы и потребность  поделиться своими  впечатлениями и знаниями. Русская народная песня Музыка: вокальная  Мелодия: напевная Темп: спокойный Динамика: звучит негромко Форма: куплетная Жанр: хороводная Образ: лирический А теперь выявите особенности развития этой  песни в симфонии  П.И.Чайковского. Музыка инструментальная  Мелодия: стремительная Темп: быстрый Динамика: звучит громко Образ: драматический Итак, композитор взял русскую народную  песню, изменил её первоначальный   художественный замысел и использовал уже в  измененном виде в симфонии, т.е. вложил в эту песню свое композиторское понимание.  Из лирического образа песня перешла в  драматический, напряженный образ. Такой  прием в музыке называется сложным словом  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Своевременно и точно  работает с подготовленной  информацией на слайде. Делает вывод. ВАЖНО!!! Подчеркнуть  полную противоположность  образов. Давайте послушаем финал еще раз и  попытаемся дать ответ на вопрос: почему  П.И.Чайковский использовал русскую  песню в своем творчестве?    Ответ: «Я ещё не встречал человека, более  меня влюблённого в матушку Русь…». «Я  Организует повторное  прослушивание. Задает проблемный вопрос. Анализируют средства музыкальной  выразительности каждого музыкального  фрагмента и сравнивают  их между  собой. выявляют полную противоположность образов. Напевают мелодию финала. Участвуют в  коллективной исполнительской  деятельности. Применяют словарь эмоций для  характеристики звучащей музыки. Получают информацию о новом музыкальном термене. Работа с учебником. Словарем. Повторное слушание, с прогнозированием  правильного ответа  Высказывают предположения. ПОВТОРНОЕ  СЛУШАНИЕ 8 Гипер­ ссылка на портрете Чайковс­ кого видео­фрагмент страстно люблю русского человека, русскую  речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».  Вслушиваясь в звучание музыки финала  Симфонии №4, мы убедились как отлично  «вжилась» песня в музыке русского  композитора.  Делает вывод. Делают вывод: П.И.Чайковский дал этой  скромной песне вторую жизнь, благодаря  которой, она звучит сейчас не только на  своей родине – России, но и во всём мире. 5 Физкультминутка  9 с гипер­ ссылкой 10 Организует беседу.  С помощью вопросов помогает  детям вспомнить сюжетную  канву драмы Г.Ибсена. Работа с учебником, с репродукцией  картины. Совместный поиск ответов на вопросы. Выделять существенную информацию  из  названия картины, выдвигают свои  предположения. А теперь мы обратимся к репродукции  картины художника К. Васильева на  странице 29. 1. Какой образ вы видите? (образ  девушки) 2. Какое чувство преобладает во  взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда). 3. Какой контраст мы видим в  картине? (Теплые краски образа и  холодный иней на стекле, свет  свечи и темнота пространства  вокруг образа). 4. Какие интонации, песенные или  танцевальные, звучат в этой  картине? (песенные) 5. Как бы вы назвали эту картину?  (Ожидание).6. Какое музыкальное сочинение  созвучно этой картине? («Песня  Сольвейг»). Из сюиты «Пер Гюнт» замечательного  норвежского композитора Эдварда грига 11 Кто напомнит нам, о чем эта пьеса? Гипер­ ссылка на портрете Грига СЛУШАНИЕ Какие чувства  помогли спастись Перу  Гюнту? (Вера, надежда, любовь  Сольвейг). ПЕНИЕ 12 В учебнике на стр 29 вам представлен  нотный пример «Песни Сольвейг»   давайте  эту мелодию  пропоём. 1. Какие интонации звучат в  мелодии? (Напевные, печальные). 2. Какой мы видим Сольвейг в этой  песне? (Нежной, доброй,  Организует просмотр  видеофрагмента. Обобщают знания о сюите «Пер  Гюнт»  Пьеса рассказывает поучительную  историю о юноше, который покинул  родной дом в надежде разбогатеть и  найти свое счастье. Куда только не  заносила его судьба. Но свет далекой  родины притягивает Пера. Просмотр видеофрагмента «Песня  Сольвейг», с целью сравнения  художественного и музыкального образа. Находят жанровые параллели между  музыкой и другими видами искус­ ства. Аккомпанирует.  Работа с учебником. Задает вопросы для  обсуждения. Пение с ориентацией на нотную  запись. Участковую в коллективной испол­ нительской деятельности Анализируют репродукцию   художника., выявляют сходство и  различие образов: художественного,  литературного и музыкального(опираясь на ранее изученный  материал). сердечной). 3. Сколько частей в музыке? 4. Как изменилась вторая часть?  (Мажорный лад, темп быстрее,  ритм танцевальный, размер ¾). 5.  С чем связан контраст в этой  музыке? (С надеждой Сольвейг на  встречу с любимым). Как и в картине Васильева, так и в  музыке Грига имеет большое значение  для раскрытия образа роль контраста. Подводит итог  обсуждения. Итак, с помощью средств музыкальной  выразительности охарактеризуйте песню  Сольвейг:  Своевременно и точно  работает с подготовленной  информацией на слайде. Анализируют средства музыкальной  выразительности. Мелодия: напевная Темп: медленный Динамика: не громкая Образ: лирический Инструменты : струнные А теперь услышим иное исполнение  фрагмента этого произведения. Нашего современника Игоря Крутого. Организует  прослушивание  фрагмента. Подчеркнуть  связь с современностью. Слушание «Песня Сольвейг» в  аранжировке Игоря Крутого. 13 Работать по щелчку до фото Игоря .Крутого 13 Гипер­ ссылка на фото Кругото  СЛУШАНИЕ 1. Что изменилось в музыке?  (состав музыкальных  инструментов) Вопросы для обсуждения Анализируют средства музыкальной  выразительности  музыкального фрагмента и  сравнивают  их между собой.Выявляют сходство образов. Своевременно и точно  работает с подготовленной  информацией на слайде. ВАЖНО!!! Подчеркнуть,  что образ остался без  изменений.  Получают информацию о новом музыкальном термене. Передают свои музыкальные  впечатления в устной форме. Подводит итог Анализируют информацию на слайде. 2. Какой инструмент солирует?  (фортепиано) 3. Вокальная музыка изменилась  на инструментальную 13 По щелчку Мелодия: напевная Темп: медленный Динамика: не громкая Образ: лирический 13 14 Итак, композитор сохранил все  средства выразительности  Песни  Сольвейг, но написал её для другого  состава инструментов. Такой прием в  музыке называется АРАНЖИРОВКА. Какая музыка больше понравилась  вам? На примере двух произведений: Финала симфонии №4 Современное исполнение Песни  Сольвейг Мы увидели как эти произведения  дали вторую жизнь песням. Познакомились с новыми понятиями. АРАНЖИРОВКА – переложение  музыкального произведения для  исполнения на другом инструменте. 7 Вывод.ПЕНИЕ 15­18 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – изменение  художественного замысла  произведения. Нотные знаки печатных изданий  музыкальных произведений одинаковы  для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант  вкладывает в неё своё понимание, свои  чувства. Рефлексия учебной деятельности на уроке  8. Подведение итогов  урока Сегодня на уроке прозвучало много  музыкальных произведений. 1. Что их объединяет? (Связь с  литературой). 2. Кто дает «вторую жизнь»  песням? (Композиторы — они  делают обработки, аранжировки музыкальных произведений.  Исполнители — от них зависят  интерпретации музыкальных  произведений). 19 Народное творчество –  на протяжении многих  веков остается для музыкантов живительным  родником творчества. Они учились искать  вдохновение в народной поэзии, чутко  вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в Организует рефлексию.  Учитель узнаёт какую  задачу ставили на уроке?  Удалось ли её решить?  Какие получили выводы?  Каким образом можно  встроить эти знания в  систему знаний о музыке в целом. Оценивает деятельность  учащихся на уроке. Участвуют в совместном исполнении  выученной и любимой песни «Семь  нот»  А.Варламова Проявляют эмоциональную отзывчивость,  личностное отношение к музыкальному  произведению при исполнении. Учащиеся называют цели и задачи,  которые они совместно с педагогом  формулировали в начале урока,  анализируют все ли успели и усвоили  в процессе урока. Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов  урока.музыке все движения чувств, все оттенки  смысла, порой недоступные словесному  выражению. Какие песни других народов и в каких  произведениях получили вторую  жизнь? Домашнее задание Литература: 1. Музыка. 5­7 классы. Искусство. 8­9 классы. Сборник рабочих программ. Просвещение 2013 2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5­6 классы», Поурочные разработки. Просвещение 2014г. 3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение 2013г. 4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5  класс (МР3) 5. Интерактивный диск «Мир музыки». Интернет ресурсы:   .  openclass 1. www     .  pedsovet  www  2.    .  proshkolu  www  3.    .  ru ;  .  ru ;   .  ru