Выступление на педагогическом совете 27.02.2023г.
Тема выступления:
Использование современных образовательных платформ как средство повышения качества обучения на уроках русского языка.
Необходимость использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебном процессе не вызывает сомнений, так как сегодняшние школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио- и видеопродуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Поэтому процесс обучения должен быть полноценным, а для этого важно, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов. При рациональном использовании ЦОР улучшаются условия труда как учителя, так и обучающегося: урок становится более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным, трансформируется учебное пространство и время, значительно расширяется иллюстративный материал. ЦОР создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у школьников, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.
Целями использования ЦОР на уроках русского языка и литературы являются:
- создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли);
- повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов);
- доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении);
- экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами);
- эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера);
- формирование универсальных навыков.
Учителя нашей школы широко используют ресурсы различных интернет-платформ, которые позволяют осуществлять
· углубленное изучение тем, разделов школьной программы
· ликвидацию пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам
· подготовку одарённых обучающихся
· подготовку школьников к экзаменам.
Обратите внимание на таблицу, в которой дана краткая характеристика таких ресурсов.
Название |
Адрес сайта |
Материалы сайта |
Федеральный институт педагогических измерений |
http://www.fipi.ru/ |
Документы, КИМы. Открытый банк заданий по русскому языку и литературе. |
Сайты Д. Гущина «Решу ЕГЭ» и «Сдам ГИА» |
http://reshuege.ru/ |
Все задачи открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку и литературе с образцами решений. |
Видеоуроки |
http://www.egeigia.ru/ https://interneturok.ru/ https://infourok.ru/ https://www.youtube.com/ |
Тематические тренажеры, видеоуроки, вебинары и видеоконференции, на которых в формате онлайн решаются варианты КИМов ОГЭ. |
РЭШ |
https://resh.edu.ru/ |
Интерактивные уроки по всему школьному курсу. |
Яндекс.Школа |
https://school.yandex.ru/ |
Задания для подготовки к экзаменам, видеоуроки. |
Фоксфорд |
https://help.foxford.ru/ |
Курс обучения русскому языку |
ЯКласс |
https://www.yaklass.ru/ |
Видеоуроки, задания для подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, тесты по русскому языку. |
Учи.ру. |
https://uchi.ru/ |
Задания в игровой форме по русскому языку, олимпиады. |
Интерактивная тетрадь Skysmart |
https://edu.skysmart.ru/ |
Задания по той или иной теме или разделу, задания для подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ. Предлагаются задания на знание содержания художественных произведений, теории литературы, биографий писателей. |
Онлайн-тесты |
https://onlinetestpad.com/ru |
Тестирование учащихся проводится с последующим оцениванием их ответов. |
Целью таких платформ является обеспечение высокого качества образования с помощью современных цифровых технологий.
Они являются актуальными для детей школьного возраста, особенно в условиях дистанционного обучения, так как ребенку приходится практически самостоятельно изучать материал, а наглядность и качественная визуализация позволяют школьникам облегчИть процесс запоминания информации.
Остановлюсь на тех ресурсах, которые чаще всего я использую на уроках:
1. Интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
При объяснении нового материала на уроке я использую иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии.
На уроках обобщения и повторения мы работаем с интерактивными таблицами, схемами. Они помогают систематизировать изученный материал. Их использование возможно и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал.
2. Полезными являются видео-уроки по русскому языку и литературе, которые представлены на сайтах https://interneturok.ru/ , https://infourok.ru/ . Работая на этих сайтах, обучающиеся имеют возможность задать проблемные вопросы на форумах и получить квалифицированный ответ. Модераторами выкладываются вебинары и видеоконференции, на которых в формате онлайн решаются варианты КИМов ЕГЭ.
3. На сайте Российской электронной школы (РЭШ) довольно просто зарегистрироваться. Интерфейс и навигация по сайту легко доступны как для школьников, так и для родителей. Интерактивные уроки предлагаются по всему школьному курсу. Видеоматериалы подкреплены двумя видами тестирования : тренировочными заданиями и контрольными тестами. Я чаще использую тренировочные задания , так как здесь большинство тестов содержит от 8 до 14 заданий, требующих внимательного просмотра лекционного материала и сосредоточенности при выборе ответа. Большой плюс в том, что выполнение тестов не ограничено по времени. Обучающиеся имеют возможность вернуться к видеоматериалу, обратиться к учебнику и спокойно ответить на вопрос.
Кроме видео-уроков, на платформе РЭШ я предлагаю ученикам классов, в которых работаю, пройти тестирование по Функциональной грамотности, что позволяет активнее развивать навык комплексной работы с текстом. Как в прошлом учебном году, так и в нынешнем я даю задания группам учащихся, обычно это 10-12 человек. Работа с этими заданиями развивает самостоятельность учащихся, умение находить в тексте нужную информацию и точно отвечать на заданный вопрос.
4. Также в своей практике я использую сайт Учи.ру . В этом году он значительно пополнился заданиями. Сейчас можно выбрать для отработки каких- либо тем задания из упражнений, из карточек , задать для контроля отработанных навыков проверочную работу. Замечательно то, что найти решение задания где - то в Интернете ученик не может. Результат каждого ребёнка виден учителю, а ученику не приходится сидеть за учебником. Если работа выполнена каким-то учеником плохо, то её можно задать ещё раз. Так осуществляется индивидуальный подход к ученику. Система отслеживает выполнение каждого задания: с первой ли попытки оно выполнено, были ли ошибки - всё фиксируется.
Кроме того, на сайте проходят различные марафоны, предметные олимпиады. Дети видят свой результат, результаты класса, школы. Им нравится соперничать друг с другом. Я считаю, что это очень хороший сайт - он повышает мотивацию ребёнка путём создания благоприятной атмосферы для выполнения заданий.
5. Ну, и наконец, платформа Фоксфорд. Здесь представлены видео-уроки, задания для подготовки к ВПР, ЕГЭ, ОГЭ, тесты по русскому языку для основной и старшей школы. При изучении определенных тем я даю в качестве домашнего задания выполнение тестов. Ученики их выполняют и сразу видят свой результат. Система сама выводит оценку. Кроме того, система даёт анализ выполнения работы каждым учеником. Если кто-то выполнил работу плохо, то её можно задать ещё раз, удалив прежнее выполнение. Здесь мы тоже видим индивидуальный подход к ученику и создание доброжелательной мотивации и заинтересованности ученика в получении хорошей оценки.
Подводя итоги, выделю следующие достоинства использования интернет-платформ на уроках русского языка и литературы. Это
· стимулирование познавательного интереса учащихся
· создание благоприятной для обучения обстановки на уроке и дома
· обеспечение высокой наглядности подачи учебного материала
· рост самостоятельности учащихся в освоении учебного материала
· 100%-охват учащихся учителем и большая накапливаемость оценок
· оперативная диагностика уровня обученности учащихся и корректировка хода обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого
· объективность при оценивании учащихся
· практическая подготовка к экзамену в форме
· интенсификация процесса обучения
Использование интернет-платформ позволяет сделать образовательный процесс более результативным, чем при использовании традиционных методов.
Использование ИКТ в процессе обучения влияет и на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.