Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"
Оценка 4.8

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
биология
Взрослым
16.10.2019
Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"
Современные школьники имеют особенности мышления, которые связаны с изменениями в жизни общества: ускорение темпа современной жизни; интеграции стран; увеличению потока информации; многозадачности. Сформировано клиповое мышление,отсутствие интереса к чтению, эгоцентричность и наличие активности только в состоянии успешности. Существуют физиологические и психологические основы клипмышления. а также плюсы и минусы данного явления у школьников. Возникает два вопроса: 1) Изучить клипмышление теоретически. 2) Что делать практически?: Необходимо отказаться от обучения в рамках текстовой культуры с использованием линейного принципа изложения материала. Использовать инновационные технологии и их элементы для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. Тогда станет возможной реализация целей: ученик научиться и ученик получит возможность научиться ориентироваться в современном информационном пространстве, оперировать полученными знаниями, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, быть заинтересованным в саморазвитии и самореализации.
Инновационные технологии и мышление современных школьников.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. о. Орехово­Зуево Инновационные технологии и мышление современных школьников                                                                                   Харитонова С.В.                                                                       учитель биологии 2019­2020 учебный год В жизни каждого человека имеет большое значение школьный возраст.   Этот   период   жизни   ребенка   укладывается   в   период   от   6   до   18   лет,   для   которого характерно интенсивное физическое и психическое развитие.  В   школьном   возрасте   закладывается   фундамент   личности,   закладываются   качества, приоритеты, которые потом будет использоваться   на протяжении всей жизни.     Цель   современных   школьников    получить   знания,   практическая   польза   владения которыми будет очевидна. Мотивация школьников в обучении сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.    Ведущую роль в этом оказывает образовательный процесс, родители, окружающая среда, и те тенденции, которые реально существуют в современном обществе. Новое мышление?! Специалисты   считают,   что   современное   общество­   это   общество   клиповой   культуры   и школьников, у которых сформировано клиповое мышление, отсутствие интереса к чтению, повышенная эгоцентричность   и наличие   активности только в     состоянии успешности. Слово «clip» переводится с английского как фрагмент текста, вырезка из газеты, отрывок из видео или фильма. При клиповом мышлении жизнь похожа на видеоклип:   окружающая действительность   воспринимается   как   последовательность   почти   не   связанных   между собой событий. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой и привыкает к постоянной смене  информации. Параллельно  усиливается желание искать новые заголовки и ролики, слушать новую музыку, редактировать фотографии и т.д. Клиповое   мышление — это общая проблема, которую стали отмечать в разных странах уже с начала 90­х годов ХХ века. Причины, изменившие мышление: ускорение темпа современной жизни;    мировая интеграции стран или глобализация;  возрастание объема информационного потока, отсюда­  необходимость подачи  информации в сокращенном виде;  расширение разнообразия   информации; потребность в быстром получении  актуальной информации;  увеличение многозадачности, т.е. количества дел, которыми человек занимается  одновременно.    Физиология клипмышления Она   основана   на   поверхностном   восприятии   действительности,   которое   становится основой   психических   процессов   ЦНС,   но   позволяющей   быстро   реагировать   на стремительно изменяющуюся информацию или обстановку.                                                   Психология клипмышления Современное   единое   информационное   пространство   мотивирует     школьника   активно использовать   информационные   ресурсы   благодаря   их   доступности,   образности, разнообразию.  Специалисты считают, что  клиповое  мышление имеет и плюсы, и минусы. Плюсы. Стрессу­нет!  Так, в  современном мире быстроменяющейся информации клиповое  мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок.    Тумблер. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не  перегружать мозг ненужной информацией. Переключение – психологическая  характеристика внимания, суть которой заключается в перемещении внимания с одного  объекта на другой, новый.  Многорукий Шива.  Возрастает показатель  объема внимания, его распределение и  многозадачность. Объём  внимания ­ это количество  элементов, которое ученик может  воспринимать в одно и то же время. Современный школьник умеет наблюдать за  несколькими предметами или выполнять несколько разнонаправленных действий в одно и  то же время  (слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать  фотографии и при этом делать уроки).   Креветка­богомол.  Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать  новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.    Минусы. Всё просто. Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала,  игнорируя его глубину.  Сломанный телефон. Теряется способность к анализу и выстраиванию логических  цепочек,  так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих  понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного.   Только не сейчас. Отсутствует способность к  длительной концентрации внимания.  Если 10 лет назад ребенок мог удерживать внимание 45 минут, то сейчас 10­15 минут.  Снижается устойчивость внимания, а значит, снижается сопротивление к отвлекающим  факторам, поэтому школьники  просматривают материал крайне невнимательно, оставляя  в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются короткое время. Холодно ­ горячо.   Рассеянность и гиперактивность.  Помню, пока вижу. У современных школьников  лучше развивается  кратковременная память, сохраняющая небольшой объём информации. Физиологически  информация  сохраняется долго в том случае, если есть смысл ее хранить. Современный  ребенок , имеющий возможность в любое время найти нужную информацию  в Интернете  быстро избавляется от нее.    Фотовспышка. Изменяется структура запоминания информации. В настоящее время  школьники совершенно точно запоминают не содержание, а место, где находится какая­ либо информация. Волшебные очки. Изменяется  восприятие мира, оно не последовательное и не текстовое. Дети видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Чтобы  представить, как работает такой принцип, приведу прочитанный мной пример.  «Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы  быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой­то  чудак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком  порядке оно там лежало.  Но в вашу задачу это не входило». Ещё пример  «Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И  они описывали ее так: кто­то поднял что­то на кого­то. На картинке была лисица, которая  стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в  том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было  достаточно, что «кто­то поднял что­то на кого­то». Сейчас темп поступления информации  такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок. В этом  особенности мышления современных школьников. «Торопыги». Делаются поспешные суждения и выводы.  Краткость­ сестра таланта? Выражение мысли сводится  к тезисному изложению,  поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не  проводится никакого синтетического анализа. Люди в футляре. Наблюдается  языковой минимализм, бедность мимики, эмоций.  Красота спасёт мир? Отдается предпочтение изображению, а не  углублению в текст. Биороботы. Отсутствует эмпатия (сопереживание), т.е. исчезает доброта, внимание в  отношениях между людьми . Этому способствует поток жестокости и насилия из  СМИ,  доступность использования силовых компьютерных игр.    Люди­куклы? Люди с клиповым мышлением  поддаются влиянию и манипуляции. Что делать? Прежде всего надо знать, что  дети не виноваты и  клиповое мышление школьников –  это не их вина, это их реальность. Задачи педагога: 1.Необходимо   отказаться   от   обучения   в   рамках   текстовой   культуры   с   использованием линейного принципа изложения материала. Использовать инновационные технологии и их элементы для  реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе.   Технология   проблемного   обучения  это   создание   в   учебной   деятельности проблемных   ситуаций   и   организация   активной   самостоятельной   деятельности учащихся по   их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.  Информационно­коммуникационные технологии     Технология   разноуровневого   или   дифференцированного   обучения   –   даёт учителю   возможность   помогать   слабому,   уделять   внимание   сильному.   Каждый получает возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, что повышает  уровень мотивации в обучении.  Технология проектно­исследовательского обучения. Работа по данной методике дает   возможность   развивать   индивидуальные   творческие   способности   учащихся, самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.     Технология   критического   мышления  Цель   технологии   состоит   в   развитии мыслительных навыков, необходимых детям в дальнейшей жизни (умение принимать решения,   работать   с   информацией,   выделять   главное   и   второстепенное, анализировать   различные   стороны   явлений).   Данная   технология   направлена   на развитие   ученика,   основными   показателями   которого   являются   оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.   Технология   использования   в   обучении   игровых   методов.   Эта   технология обеспечивает   расширение   кругозора,   развитие   познавательной   деятельности, формирование   интереса   к   предмету,       развитие   учебных   умений   и   навыков   с наименьшими энергозатратами.  Технология   здоровьесбережения.   Использование   данной   технологии   позволяют равномерно   во   время   урока   распределять   различные   виды   заданий   с   учётом возрастных и гигиенических требований, чередовать мыслительную деятельность с активным   отдыхом   (физкультминутками),   нормативно   применять   ТСО,   что   дает положительные результаты в обучении и сохраняет здоровье школьников.      Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения, при которой учебный материал разбит на информационные блоки­модули. Технология построена   на   самостоятельной   деятельности   обучающихся,   которые   осваивают модули в соответствии с поставленной целью обучения.    Технология   дистанционного   обучения ­   становится   всё   более     актуальной   в современных   школах,   т.к.   уравнивает   шансы   на   получение   полноценного образования   для   детей   со   слабым   здоровьем   или   тех   учащихся,   которые   по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально­консультативная дистанционная методика), при работе   над   проектом,   а   так   же   для   полноценного   обучения   при   временной нетрудоспособности учеников.  Система   инновационной   оценки   «портфолио»  ­   это   формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки     определения   траектории индивидуального развития личности. самоопределения, социального   2.На   первый   план   выдвигать   развивающую   функцию   обучения,   обеспечивающую всестороннее развитие школьника, т.е. формирование УУД. 3.Создавать   ситуации,   для   возникновения   потребности   в   приобретении   знаний (развивающее обучение). 4.Организовать учебный процесс в режиме поиска информации с использованием диалога или   организовать   самостоятельную   поисковую   деятельность   школьника   по   решению учебных проблем. Ученик не только должен увидеть проблему, но и определить пути её решения пошагово, в удобном для него темпе и   опираясь на материал образный, яркий (проблемное обучение). 5.Научить правильно оценивать, обрабатывать и использовать информацию для социальной адаптации (ИКТ­ технологии). 6.Постоянно менять формы восприятия информации: слушать, писать, смотреть, читать (здоровьесбережение). 7.Использовать   как   можно   чаще   наглядный   материал,   учитывая   клиповое   мышление школьников. 8.Изменить   стиль   обучения   от   авторитарного   и   монологического   деятельности, которое будет адекватным к мышлению современных школьников.   к   обучению   в 9.Акцентировать внимание  на   ситуациях успеха школьника в обучении. 10. Не останавливаться, быть в движении, заниматься самообразованием.     не смысла   Имеют Проблемы Мало   читают, понимают   прочитанного. кратковременную память. анализировать информацию.   Не   умеют   долго концентрироваться   на   которая информации, быстро сменяется новой информацией.        Не   умеют   Практические советы Приемы 1.Изучение объекта в различных источниках.  2.Системный   подход   с   исследованием   объекта   в различной связи. 1.Чтение и закрепление прочитанного: обсуждение,  конспектирование и т.д., что способствует выработке  умения анализировать, устанавливать связи между  явлениями и в конечном итоге приводит к разрушению  мозаичной, фрагментированной картины мира.  2.Исследование   объекта   с   разных   сторон,   а   также проведение  логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий.  Имеют многозадачность мышления, что может отвлекать   от   темы занятий.  1.Приведение примеров практической значимости данных знаний для повышения уровня приоритетности решения учебных задач в текущий отрезок времени,  2.Использование игровых и ИКТ технологий, направленных на актуализацию знаний. На Можно сделать вывод,  что взаимодействие современного школьника    с обществом и появившейся новой информационной   средой, невозможно без разработки и применения новых инновационных технологий,  учитывающих наличие   клипового мышления. Думаю, это является одной  из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Новые методики   обучения   должны       использовать   плюсы   мышления   школьников   21   века   и минимизировать минусы. Зная это, задача каждого педагога  строить свою деятельность с  учетом   психологических   особенностей   детей   с клиповым   мышлением,  чтобы   помочь ребенку   научиться   мыслить   полноценно.    Тогда   станет   возможной     реализация   целей: ученик   научиться   и   ученик   получит   возможность   научиться  ориентироваться   в современном   информационном   пространстве,   оперировать   полученными   знаниями, продуктивно   работать,   эффективно   сотрудничать,   адекватно   оценивать   себя   и   свои достижения, быть заинтересованным в  саморазвитии и самореализации.

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"

Выступление "Инновационные технологии и мышление современных школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2019