Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
24.11.2018
Познакомить педагогов с некоторыми упражнениями, применяемые учителем-логопедом для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики. Материал состоит из теоретической и практической части. Рассматриваются основные виды артикуляционной гимнастики. Сейчас у многих детей наблюдается вялость мышц языка, у других нет четкости в переключаемости с одного артикуляционного упражнения на другое.
Арт.гимнастика.docx
Мастеркласс: «Артикуляционная гимнастика на уроках
чтения и развития речи».
28.03.2017г.
Цель – познакомить учителей начальных классов
с некоторыми
упражнениями, применяемыми учителямилогопедами для устранения недостатков
звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения
артикуляционной гимнастики.
План мастеркласса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Закрепление полученных навыков.
1этап. Теоретическая часть.
Сегодня Вы присутствуете на мастерклассе «Артикуляционная гимнастика
на уроках чтения и развития речи».
Вопросы к педагогам:
Что такое артикуляционная гимнастика?
Знаете ли вы, как правильно проводить ее?
Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках?
Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно
заметным бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов
сложной слоговой структуры.
В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного
аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение
мышц языка, у третьих нет четкости в переключаемости с одного артикуляционного
движения на другое. Даже двух, трехкратное повторение артикуляционного
движения вызывает утомление, ведет к замедлению темпа речи, ее невнятности.
Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в
начальных классах.
Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к
говорению, так и совершенствованию их навыков владения свои речевым аппаратом.
Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним – эти
упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять
приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить
речевой аппарат к говорению.
Но логопед, «один в поле не воин», и проведение артикуляционной гимнастики
только учителемлогопедом недостаточно. Именно поэтому возникла идея
проведения данного мастеркласса.
Что же такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы,
подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом
процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять
простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Упражнения, входящие в гимнастику, направлены на развитие и коррекцию
умений удерживать речевой аппарат в определенном положении и переключать его с
одного движения на другое.
Давайте же вспомним, какие бывают у нас органы артикуляции? (губы, язык,
зубы и небо).
Виды артикуляционных упражнений.
Статические упражнения: направлены на то, чтобы ребенок научился
удерживать артикуляционную позицию 510сек. («Лопатка», «Чашечка», «Горочка»,
«Иголочка»).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 68раз):
вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость
(«Часики», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубки»).
Организация работы.
Артикуляционная гимнастика выполняется сидя, так кА в этом
положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном состоянии.
Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо
педагога должно хорошо освещено.
Педагог должен следить за качеством выполнения ребенком движений, в
противном случае артикуляционная гимнастика не достигает цели.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Инструкцию давать поэтапно: улыбнись, покажи зубы, открой рот,
подними язык вверх к бугоркам, постучи в бугорки кончиком языка со
звуком «ддддд».
Не следует предлагать детям больше 3 упражнений за раз. Одно новое
упражнение и два старых. Доводить до автоматизма.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо
соблюдать определенную последовательность, идти от простого к
сложному.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, т.е. используется
зрительный контроль.
Выработка артикуляционных навыков требует длительной и
поэтому проводить артикуляционную
систематической работы, гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте,
письма, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Начать урок можно так:
Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что
вы делаете?
Разминку!
И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять не
только ноги и руки, но и речевой аппарат. Для этого есть артикуляционная
гимнастика.
После того, как дети достаточно хорошо освоят первый комплекс, можно
выбрать одного «учителя» для проведения гимнастики из учащихся класса. Он
должен, показать упражнение и проследить за правильностью выполнения классом.
2 этап. Практическая часть.
Упражнения для губ и щек с использованием стихотворений.
«Лягушка»: удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и].
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянулиперестали и нисколько не устали!
«Слон»: вытягиваем губы вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук
[у].
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
«Лягушка – слон»: чередование положений губ: улыбка – трубочка.
Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Свои губки прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
Без стихотворений.
«Рыбка»: спокойное широкое открывание и закрывание рта. Выполняется
ритмично, под счет.
«Поправилисьпохудели»: поправились – надули щеки, удерживать до 5сек.,
похудели – втянуть щеки в рот.
Упражнения для языка.
Статические. «Лопаточка»: рот открыт, губы в улыбке. Язык на нижней губе. Удерживать 5
10сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой,
произнося: «пяпяпяпя».
Язык широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю:1,2,3,4,5.
«Горочка»: рот открыт, губы в улыбке. Язык упирается в нижние зубы, спинка
языка выгнута дугой. Удерживать 510сек. Затем верхние передние зубы с легким
нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Нука горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз,
Скатываются зубки с горочки.
Динамические.
«Качели»: рот открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
кончик языка за верхними резцами, затем за нижними. Двигается только язык.
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И все выше поднимаюсь, вверх, вниз.
«Часики»: рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка касается то левого, то
правого угла рта. Под счет.
Тиктак, тиктак ходят часики вот так!
«Лошадка»: улыбнуться, открыть рот и щелкать языком. Сначала медленно,
затем убыстряемся.
«Вкусное варенье»: улыбка, рот открыт, и язык в форме чашечки и облизываем
губу, сверху вниз.
«Чистим зубки»: улыбка, зубы обнажены, языком провести с наружней стороны
зубов, имитируя чистящие движения.
Важно помнить о создании положительно эмоционального настроя у ребенка.
Нельзя говорить, что он делает неверно, лучше показать его достижения: «Ничего,
твой язычок научиться подниматься кверху!».
Комплекс 1. Гласные звуки.
Комплекс рекомендуется проводить в период прохождения гласных звуков.
Играсказка сопровождается артикуляционными упражнениями, которые дети
выполняют вначале по показу, а затем самостоятельно.
1. Жилбыл язычок, длинный – предлинный, вот такой. Широкий язык
высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его
10сек.
2. Он жил в своем домикеротике, который открывался и закрывался,
вот так. Губы нейтральны, как при произнесении звука [а]. широко
открыть и закрыть рот. Делать 8 раз.
3. В домике были дверигубы и заборчикзубы. Когда двери и заборчик
были закрыты, язык спокойно спал в домикеротике. Сегодня язык спит за закрытым забором, а двери открываются и закрываются,
вот так. Углы рта оттянуты так, чтобы были видны передние зубы.
Объем движений, как при артикуляции звука [и]. 8 раз повторить.
4. В гости к язычку пришел ослик и стал его звать: «иа, иа». плавный
переход от звука [и] к звуку [а]. 8 раз.
5. Удивился ослик, то язычок спит и сказал: «оооо». Губы округлены,
произносить утрированный звук [о]. 8 раз повторить.
6. Мимо проезжал паровозик с длинной трубой. Решил он разбудить
язычок и загудел: «уууу». Губы в трубочку. Повторить 8 раз.
7. Стали ослик и паровозик язычок будить: «иа, оу, уу». Плавный переход
от звука [и] к звуку [а], от звука [о] к звуку [у], от звука [а] к звуку [у].
Так и не удалось им в этот раз разбудить язычок.
3 этап. Закрепление навыков.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики с опорой на мнемотаблицу.
2. Игровое упражнение «Дождик».
3. Тестирование: «Формирование правильного звукопроизношения у детей
средствами артикуляционной гимнастики».
4. Написание отзыва. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами
артикуляционной гимнастики».
1.Артикуляционная гимнастика – это…
А) гимнастика любых мышц языка;
Б) совокупность движений языка и губ;
В) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц
артикуляционного аппарата,
подвижности и
дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
развитие силы,
2. Цель артикуляционной гимнастики:
А) выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,
нужные для правильного произнесения звуков;
Б) выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные,
необходимые для общего развития ребенка.
3. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:
А) лежа;
Б) стоя;
В) сидя.
4. Статические упражнения направлены:
А) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5
10сек.;
Б) на координацию движений органов артикуляции.
5. Динамические упражнения направлены:
А) на увеличение силы голоса;
Б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
6. Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять:
А) 23раза;
Б) 510 раз;
В) 1 раз.
7. Инструкцию по выполнению артикуляционного упражнения надо давать:
А) подробно; Б) поэтапно;
В) конкретно.
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.