Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
дефектология +1
Взрослым
24.11.2018
Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Познакомить педагогов с некоторыми упражнениями, применяемые учителем-логопедом для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики. Материал состоит из теоретической и практической части. Рассматриваются основные виды артикуляционной гимнастики. Сейчас у многих детей наблюдается вялость мышц языка, у других нет четкости в переключаемости с одного артикуляционного упражнения на другое.
Арт.гимнастика.docx
Мастер­класс: «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». 28.03.2017г. Цель  –   познакомить   учителей   начальных   классов     с   некоторыми упражнениями, применяемыми учителями­логопедами для устранения недостатков звукопроизношения,   помочь   овладеть   практическими   навыками   проведения артикуляционной гимнастики. План мастер­класса: 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть. 3. Закрепление полученных навыков. 1этап. Теоретическая часть. ­ Сегодня Вы присутствуете на мастер­классе «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи».  Вопросы к педагогам: ­ Что такое артикуляционная гимнастика? ­ Знаете ли вы, как правильно проводить ее? ­ Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках? Речь   большинства   детей   отличается   вялостью   артикуляции.   Особенно заметным бывает при длительном речевом общении ребенка, при употреблении слов сложной слоговой структуры. В   этом   проявляется   недостаточность   моторной   функции   артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключаемости с одного артикуляционного движения   на   другое.   Даже   двух,   трехкратное   повторение   артикуляционного движения   вызывает   утомление,   ведет   к   замедлению   темпа   речи,   ее   невнятности. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста заставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обязательной в начальных классах. Речевая   разминка   на   уроках   способствует   как   подготовке   учащихся   к говорению, так и  совершенствованию их навыков владения свои речевым аппаратом. Упражнения   по   технике   речи   необходимы   всем   учащимся:   одним   –   эти упражнения   помогают   исправлять   недостатки   речи,   другим   –   не   терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению. Но логопед, «один в поле не воин», и проведение артикуляционной гимнастики только   учителем­логопедом   недостаточно.   Именно   поэтому   возникла   идея проведения данного мастер­класса. Что же такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие   силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики  – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения,  входящие   в  гимнастику,  направлены  на   развитие   и  коррекцию умений удерживать речевой аппарат в определенном положении и переключать его с одного движения на другое. Давайте же вспомним, какие бывают у нас органы артикуляции? (губы, язык, зубы и небо). Виды артикуляционных упражнений. Статические   упражнения:  направлены   на   то,   чтобы   ребенок   научился удерживать артикуляционную позицию 5­10сек. («Лопатка», «Чашечка», «Горочка», «Иголочка»). Динамические   упражнения  (ритмичное   повторение   движений   по   6­8раз): вырабатывают   подвижность   языка   и   губ,   их   координацию   и   переключаемость («Часики», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубки»). Организация работы.  Артикуляционная   гимнастика   выполняется   сидя,   так   кА   в   этом положении   у   ребенка   спина   прямая,  тело   не   напряжено,   руки   и   ноги находятся в спокойном состоянии.  Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно хорошо освещено.  Педагог должен следить за качеством выполнения ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает цели.  Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  Инструкцию   давать   поэтапно:   улыбнись,   покажи   зубы,   открой   рот, подними язык вверх к бугоркам, постучи в бугорки кончиком языка со звуком «д­д­д­д­д».  Не следует предлагать детям больше 3 упражнений за раз. Одно новое упражнение и два старых. Доводить до автоматизма.  При   отборе   упражнений   для   артикуляционной   гимнастики   надо соблюдать   определенную   последовательность,   идти   от   простого   к сложному.  Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, т.е. используется зрительный контроль.  Выработка   артикуляционных   навыков   требует   длительной   и   поэтому   проводить   артикуляционную систематической   работы, гимнастику   нужно   регулярно,   на   каждом   уроке   обучения   грамоте, письма, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Начать урок можно так: ­ Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы делаете? ­ Разминку! ­ И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять не только ноги и руки, но и речевой аппарат. Для этого есть артикуляционная гимнастика. После   того,   как   дети   достаточно   хорошо   освоят   первый   комплекс,   можно выбрать   одного   «учителя»   для   проведения   гимнастики   из   учащихся   класса.   Он должен, показать упражнение и проследить за правильностью выполнения классом. 2 этап. Практическая часть. Упражнения для губ и щек с использованием стихотворений. «Лягушка»: удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.     Потянули­перестали и нисколько не устали! «Слон»: вытягиваем губы вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].                             Подражаю я слону –          Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. «Лягушка   –   слон»:   чередование   положений   губ:   улыбка   –   трубочка. Упражнение выполняется ритмично, под счет.              Свои губки прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, хоботок есть у меня. Без стихотворений. «Рыбка»:   спокойное   широкое   открывание   и   закрывание   рта.   Выполняется ритмично, под счет. «Поправились­похудели»: поправились – надули щеки, удерживать до 5сек., похудели – втянуть щеки в рот. Упражнения для языка. Статические. «Лопаточка»: рот открыт, губы в улыбке. Язык на нижней губе. Удерживать 5­ 10сек.   Если   язычок   не   хочет   расслабиться,   можно   похлопать   его   верхней   губой, произнося: «пя­пя­пя­пя».                          Язык широкий, гладкий, получается лопатка. И при этом я считаю:1,2,3,4,5. «Горочка»: рот открыт, губы в улыбке. Язык упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5­10сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.           Ну­ка горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз,                           Скатываются зубки с горочки. Динамические. «Качели»:   рот   открыт,  губы   в  улыбке.   Ритмично   меняем   положение   языка: кончик языка за верхними резцами, затем за нижними. Двигается только язык.                На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И все выше поднимаюсь, вверх, вниз. «Часики»: рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка касается то левого, то правого угла рта. Под счет. Тик­так, тик­так ходят часики вот так! «Лошадка»: улыбнуться, открыть рот и щелкать языком. Сначала медленно, затем убыстряемся. «Вкусное варенье»: улыбка, рот открыт, и язык в форме чашечки и облизываем губу, сверху вниз. «Чистим зубки»: улыбка, зубы обнажены, языком провести с наружней стороны зубов, имитируя чистящие движения. Важно помнить о создании положительно эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить, что он делает неверно, лучше показать его достижения: «Ничего, твой язычок научиться подниматься кверху!». Комплекс 1. Гласные звуки. Комплекс  рекомендуется  проводить  в  период прохождения гласных  звуков. Игра­сказка   сопровождается   артикуляционными   упражнениями,   которые   дети выполняют вначале по показу, а затем самостоятельно. 1. Жил­был язычок, длинный – предлинный, вот такой. Широкий язык высунуть, расслабить, положить его на нижнюю губу, держать его 10сек. 2. Он жил в своем домике­ротике, который открывался и закрывался, вот так. Губы нейтральны, как при произнесении звука [а]. широко открыть и закрыть рот. Делать 8 раз. 3. В домике были двери­губы и заборчик­зубы. Когда двери и заборчик были закрыты, язык спокойно спал в домике­ротике. Сегодня язык спит за закрытым забором, а двери открываются и закрываются, вот так. Углы рта оттянуты так, чтобы были видны передние зубы. Объем движений, как  при артикуляции звука [и]. 8 раз повторить. 4. В гости к язычку пришел ослик и стал его звать: «и­а, и­а». плавный переход от звука [и] к звуку [а]. 8 раз. 5. Удивился ослик, то язычок спит и сказал: «о­о­о­о». Губы округлены, произносить утрированный звук [о]. 8 раз повторить. 6. Мимо   проезжал   паровозик   с   длинной   трубой.   Решил   он   разбудить язычок и загудел: «у­у­у­у».  Губы в трубочку. Повторить 8 раз. 7. Стали ослик и паровозик язычок будить: «иа, оу, уу». Плавный переход от звука [и] к звуку [а], от звука [о] к звуку [у], от звука [а] к звуку [у]. Так и не удалось им в этот раз разбудить язычок. 3 этап. Закрепление навыков. 1. Выполнение артикуляционной гимнастики с опорой на мнемотаблицу. 2. Игровое упражнение «Дождик». 3. Тестирование:   «Формирование   правильного   звукопроизношения   у   детей средствами артикуляционной гимнастики». 4. Написание отзыва. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». 1.Артикуляционная гимнастика – это… А) гимнастика любых мышц языка; Б) совокупность движений языка и губ; В) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного   аппарата,   подвижности   и дифференцированности движений  органов, участвующих в речевом процессе.   развитие   силы, 2. Цель артикуляционной гимнастики: А)   выработка   полноценных   движений   и   определенных   положений   органов артикуляционного   аппарата,   умение   объединять   простые   движения   в   сложные, нужные для правильного произнесения звуков; Б)   выработка   полноценных   движений   и   определенных   положений   органов артикуляционного   аппарата,   умение   объединять   простые   движения   в   сложные, необходимые для общего развития ребенка. 3. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют: А) лежа; Б) стоя; В) сидя. 4. Статические упражнения направлены: А) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5­ 10сек.; Б) на координацию движений органов артикуляции. 5. Динамические упражнения направлены: А) на увеличение силы голоса; Б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. 6. Каждое артикуляционное упражнение необходимо повторять: А) 2­3раза; Б) 5­10 раз; В) 1 раз. 7. Инструкцию по выполнению артикуляционного упражнения надо давать: А) подробно; Б) поэтапно; В) конкретно.

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".

Выступление на педагогическом совете на тему: "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и письма".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2018