Выступление на педсовете на тему "Реализация инклюзивного образования"

  • Педсоветы
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья из опыта работы о том, какие возможности образования есть у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для моей школы такая потребность реализации инклюзивного образования появилась год назад, когда в школе выросло количество детей с ОВЗ, и это стало настоящей проблемой.Документ
Иконка файла материала Реализация инклюзивного образования.docx
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на  образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики  Российской Федерации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных  характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает   всю систему образования создать условия для практической реализации интегрированного  (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья . Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ? Право учащихся с ОВЗ и их  родителей, выбирать форму образования, определяется статьей 79 Закона, а именно:  Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть  организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах  или в отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность. Главным принципом реализации инклюзивного обучения является «не ребенок  подгоняется под существующие в ОУ условия и нормы, а, наоборот, вся система  образования  подстраивается  под потребности и возможности конкретного ребенка». А  это весьма сложный процесс, требующий включенности в него всего коллектива школы.  Внедрение инклюзии не может быть эффективным, если эта потребность не  сформировалась в самом образовательном учреждении. Для нашей школы потребность  реализации инклюзивного образования возникла  год    назад, когда рост количества детей с ОВЗ стал реальной проблемой . Мы не знали, что  делать с такими детьми. Казалось бы, рядом Турки, где есть специальная школа для  обучения детей с ОВЗ VIII вида. Дети  были  переведены в школу р.п Турки. Но  родители  были против перевода. Были и слезы, и долгие беседы, как с детьми, так и с родителями,  уговоры  на перевод в  школу с.Шепелёвка, и обиды. И вот с нового учебного года  было принято решение учить таких детей в нашей школе. Это же наши дети, которые живут рядом, играют вместе со всеми остальными детьми. Почему  они могут быть не приняты своей родной школой?! Легко сказать: «Будем учить!». А как это реализовать на практике? Изучая проблему  формирования коррекционно­развивающей среды, мы познакомились с опытами работы  многих школ  и решили адаптировать его применительно к нашим условиям. Для этого были приведены в соответствие   нормативно­правовые документы, , внесены дополнения   в   Устав   ОУ;   приняты   и   утверждены   локальные   акты,   Программа коррекционной   работы   «Организация   интегрированного   обучения   в   условиях общеобразовательной школы», индивидуальные программы сопровождения детей с ОВЗ; а учебные планы для класс ­ комплекта и индивидуальные учебные планы по инклюзивному обучению детей, согласованы с Учредителем ОУ. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ, прошёл обучение на курсах повышения квалификации.  Обязательным условием обучения ребенка является использование специального УМК. Мы приобрели учебники для детей с ОВЗ . В конце учебного года все дети проходят  промежуточную аттестацию по своей адаптированной программе. Мы не останавливаемся, двигаемся вперед, понимая, что еще много не решенных вопросов  и проблем . Но нет проблем у того, кто ничего не делает. Мы убеждены, что как мы будем  работать с детьми, такой окружающий социум получим. Дети с ОВЗ ничуть не хуже остальных! История доказывает это на примерах великих  людей . Пусть возможно не будет «Эйнштейнов», но ученик, реализовавший свои возможности и  способности в нашем обществе, лучшая награда для учителя!Я  начала  работу с  составления   адаптированных  рабочих  программ по  учебным предметам .   На родительском собрании рассказала о введении ФГОС для детей с ОВЗ. Сразу были   приобретены   папки   для   портфолио   учеников,   т.к.   одной   из   задач   обучения   и воспитания  детей   с   ОВЗ  является   выявление   и   развитие   индивидуальных   творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд,  только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика.  Основная функция портфолио   учеников   основной средней общеобразовательной школы   ­     возможность   предъявлять   свои   достижения   при   поступлении   в   ВУЗы.   Для ученика с ОВЗ эта функция неприемлема, т.к.  наши выпускники не поступят в ВУЗы. А для профессиональных училищ оно не столь важно. Основная функция портфолио ученика коррекционных классов­ показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом»   обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе.   Каждый из родителей ждет от педагогов положительной динамики развития своего ребенка.  Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ?  Все что угодно: фотографии, где запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты, дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п. У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом. Поэтому  на   первый   план  выходят  коррекционно­развивающие   подходы   и   технологии   в обучении. В   своей   работе   я   обязательно   использую  современные   технологии,   которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:  ИКТ;  здоровьесберегающей и игровой технологий. Одной из важных задач на уроках является   развитие речи детей, т.к. у детей с нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями,  обязательно участвуют в диалоге..  С этой целью  использую компьютерные технологии и ЦОРы. Арсенал программного обеспечения   для   специальных   школ   невелик.   Поэтому   я   использую   существующие медиапродукты , адаптируя работу с ними  для своих учеников.  Во   время   индивидуальной   работы   за   компьютером   осуществляется   совместная деятельность  зрительного   и   моторного   анализаторов,   что   очень   важно   для   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья.   Игровая   мотивация   естественным   образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе формирования   таких   важных   структур,   как   познавательная   мотивация,   произвольные память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логикуи внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для полноценного развития личности.           Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК. Особенно   много   вопросов   вызывают   учебники   математики   и   отсутствие   методической литературы.

Посмотрите также