Статья из опыта работы о том, какие возможности образования есть у детей с ограниченными возможностями здоровья. Для моей школы такая потребность реализации инклюзивного образования появилась год назад, когда в школе выросло количество детей с ОВЗ, и это стало настоящей проблемой.Документ
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики
Российской Федерации. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 года, в которой одной из основных
характеристик новой школы провозглашена идея «Новая школа – для всех», обязывает
всю систему образования создать условия для практической реализации интегрированного
(инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья .
Какие возможности образования есть у детей с ОВЗ? Право учащихся с ОВЗ и их
родителей, выбирать форму образования, определяется статьей 79 Закона, а именно:
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах
или в отдельных организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
Главным принципом реализации инклюзивного обучения является «не ребенок
подгоняется под существующие в ОУ условия и нормы, а, наоборот, вся система
образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка». А
это весьма сложный процесс, требующий включенности в него всего коллектива школы.
Внедрение инклюзии не может быть эффективным, если эта потребность не
сформировалась в самом образовательном учреждении.
Для нашей школы потребность реализации инклюзивного образования возникла год
назад, когда рост количества детей с ОВЗ стал реальной проблемой . Мы не знали, что
делать с такими детьми. Казалось бы, рядом Турки, где есть специальная школа для
обучения детей с ОВЗ VIII вида. Дети были переведены в школу р.п Турки. Но родители
были против перевода. Были и слезы, и долгие беседы, как с детьми, так и с родителями,
уговоры на перевод в школу с.Шепелёвка, и обиды.
И вот с нового учебного года было принято решение учить таких детей в нашей школе. Это
же наши дети, которые живут рядом, играют вместе со всеми остальными детьми. Почему
они могут быть не приняты своей родной школой?!
Легко сказать: «Будем учить!». А как это реализовать на практике? Изучая проблему
формирования коррекционноразвивающей среды, мы познакомились с опытами работы
многих школ и решили адаптировать его применительно к нашим условиям.
Для этого были приведены в соответствие нормативноправовые документы, , внесены
дополнения в Устав ОУ; приняты и утверждены локальные акты, Программа
коррекционной работы «Организация интегрированного обучения в условиях
общеобразовательной школы», индивидуальные программы сопровождения детей с ОВЗ; а
учебные планы для класс комплекта и индивидуальные учебные планы по инклюзивному
обучению детей, согласованы с Учредителем ОУ. Педагог, работающий с детьми с ОВЗ,
прошёл обучение на курсах повышения квалификации.
Обязательным условием обучения ребенка является использование специального УМК. Мы
приобрели учебники для детей с ОВЗ . В конце учебного года все дети проходят
промежуточную аттестацию по своей адаптированной программе.
Мы не останавливаемся, двигаемся вперед, понимая, что еще много не решенных вопросов
и проблем . Но нет проблем у того, кто ничего не делает. Мы убеждены, что как мы будем
работать с детьми, такой окружающий социум получим.
Дети с ОВЗ ничуть не хуже остальных! История доказывает это на примерах великих
людей .
Пусть возможно не будет «Эйнштейнов», но ученик, реализовавший свои возможности и
способности в нашем обществе, лучшая награда для учителя!Я начала работу с составления адаптированных рабочих программ по учебным
предметам .
На родительском собрании рассказала о введении ФГОС для детей с ОВЗ. Сразу
были приобретены папки для портфолио учеников, т.к. одной из задач обучения и
воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих
способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой
взгляд, только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика.
Основная функция портфолио учеников основной средней общеобразовательной
школы возможность предъявлять свои достижения при поступлении в ВУЗы. Для
ученика с ОВЗ эта функция неприемлема, т.к. наши выпускники не поступят в ВУЗы. А
для профессиональных училищ оно не столь важно.
Основная функция портфолио ученика коррекционных классов показать динамику
развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем
протяжении обучения в школе. Каждый из родителей ждет от педагогов положительной
динамики развития своего ребенка.
Что положить в портфолио обучающегося с ОВЗ? Все что угодно: фотографии, где
запечатлены разные виды деятельности на уроке и в группе продленного дня; сертификаты,
дипломы участия в конкурсах, фестивалях; тетради, прописи, рисунки и т.п.
У детей с ОВЗ все это сформировано в разной степени и, как правило, с дефицитом.
Поэтому на первый план выходят коррекционноразвивающие подходы и технологии в
обучении.
В своей работе я обязательно использую современные технологии, которые
оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
ИКТ;
здоровьесберегающей и игровой технологий.
Одной из важных задач на уроках является развитие речи детей, т.к. у детей с
нарушением интеллекта очень бедный словарный запас и множественные дефекты речи. На
уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, обязательно участвуют в
диалоге..
С этой целью использую компьютерные технологии и ЦОРы. Арсенал программного
обеспечения для специальных школ невелик. Поэтому я использую существующие
медиапродукты , адаптируя работу с ними для своих учеников.
Во время индивидуальной работы за компьютером осуществляется совместная
деятельность зрительного и моторного анализаторов, что очень важно для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Игровая мотивация естественным образом
переходит в учебную, в интерес к содержанию задания, интерес, который лежит в основе
формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные
память и внимание. Современные детские компьютерные игры помогают развивать логикуи внимание, память и адекватное восприятие окружающего мира, так необходимые для
полноценного развития личности.
Одной из проблем, на мой взгляд, является имеющийся в коррекционной школе УМК.
Особенно много вопросов вызывают учебники математики и отсутствие методической
литературы.