Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
Детсад
05.11.2017
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той ил иной ситуации.
Комплексно- тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности с детьми включает развитие и коррекцию при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, учителя -логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:
1. Диагностическое;
2. Коррекционно-развивающее;
3. Консультативно-просветительское.
Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога и воспитателей:
1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.
2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей.
3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана.docx
Взаимодействие учителядефектолога и воспитателя в процессе
реализации календарного плана
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии
является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и
развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких
психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление,
позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать
себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или
иной ситуации.Комплексно тематическое планирование образовательной и
коррекционной деятельности с детьми включает развитие и коррекцию при
организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально
художественной, чтения. Успех коррекционновоспитательной работы
определяется продуманной системой, скоординированной работой всех
специалистов образовательного учреждения: учителядефектолога, учителя
логопеда, педагогапсихолога, воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях,
как:
1. Диагностическое;
2. Коррекционноразвивающее;
3. Консультативнопросветительское.
Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений
учителядефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их
профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и
организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию
профессиональной компетентности и учителядефектолога и воспитателей:
1. Сотрудничество учителядефектолога и воспитателей в процессе
реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном
пространстве позволяет определить условия и разработать механизм
профессионального
взаимодействия.
2.
Взаимодействие учителядефектолога и воспитателей может
способствовать повышению их профессиональной компетентности в
теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения
проблем
детей.
3. Воспитатели совместно с учителемдефектологом, изучая индивидуальные
особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого
воспитанника.
динамических
учета
особенностей Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь
интеграцией объединением усилий педагогов для решения поставленной
цели: обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей и оказать помощь
детям этой категории в освоении программы.
Успешность и эффективность работы учителядефектолога напрямую зависит
от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателями,
насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя
дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и
планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на
занятиях учителядефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные
виды деятельности, учительдефектолог фактически ставит перед собой
непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:
1. ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями
в области воспитания и развития детей;
2. совместно с воспитателями разработать индивидуальную программу
развития детей, индивидуальный маршрут развития;
сформулировать психологические требования к развивающей предметной,
игровой и учебной среде;
3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических
технологий, осуществляя проектировочную и диагностическиконтрольную
функцию за развитием детей;
4.разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми
и обучить им воспитателей;
5.формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в
осуществлении коррекционно образовательного процесса в детском саду.
Основу организации взаимодействия учителядефектолога и воспитателей
определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка процесс, в котором взаимосвязаны,
взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать
лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность. Развитие ребенка комплексный процесс, в котором
развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие
других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в
соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного
развития, с учетом факторов риска, с учетом его возможностей . Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе
занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и
дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном
"подтягивании" дефицитарных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к
более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ переход к новому этапу обучения только
после полного освоения материала предыдущего этапа.
Рекомендации, предлагаемые учителемдефектологом для проведения
коррекционноразвивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны
ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка.
В тетради взаимосвязи работы учителядефектолога и воспитателя
предусмотрена работа по развитию речи, элементарных математических
представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой
моторики.
Функции дефектолога:
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуальноличностных
особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы
с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и
выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
Устранение
Отработка новых лексикограмматических категорий.
недостатков
слоговой
структуры
слова.
Обучение связной речи.
Развитие психических функций.
На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения должны
качественно поменять уровень подготовки детей к школе в соответствии с
действующими государственными требованиями,
обязательными при
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа должна строиться с учётом принципа интеграции
образовательных областей и предполагать построение образовательного
процесса на адекватных возрасту и возможностям формах работы с детьми.
Эффективность коррекционновоспитательной работы определяется четкой
организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду,
правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в
работе учителядефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя
дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений,
коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы,
чрезвычайно важны тесно связаны с задачами учителядефектолога. Среди
них:
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в
обучении;
развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
автоматизация произношения звуков, поставленных учителемдефектологом;
уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем
дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
закрепление сформированных учителемдефектологом грамматических
категорий;
формирование диалогической и монологической речи;
закрепление умений звукослогового анализа и синтеза;
подготовка детей к письму, формирование графических умений;
устранение недостатков в сенсорной, аффективноволевой, интеллектуальной
сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на
занятиях учителядефектолога;
сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией
речи;
формирование положительных навыков общего и речевого поведения,
развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для
формирования речевых умений.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на
занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном
учреждении.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для
детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим
примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителядефектолога.
3. Дидактические игры по развитию лексикограмматических средств языка,
связной речи, фонетикофонематических представлений и обучению грамоте
23 игры.
4. Дидактические игры по развитию элементарных математических
представлений – 23 игры.
5 Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию
мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
3. рисование по шаблону;
4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;
5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
6. разрезные картинки;
7. мозаика;
8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;
9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
11. пальчиковый театр, теневой театр;
12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.
У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены
память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом
при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие
восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов,
собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и
повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять
их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их
ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить
причинноследственные связи).
Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и
групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так,
чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс
проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего
развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания,
умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода
поведения, самооценка, инициативность.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.