Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Оценка 5

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Оценка 5
Педсоветы
docx
дефектология
Детсад
05.11.2017
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той ил иной ситуации. Комплексно- тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности с детьми включает развитие и коррекцию при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения: учителя-дефектолога, учителя -логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как: 1. Диагностическое; 2. Коррекционно-развивающее; 3. Консультативно-просветительское. Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога и воспитателей: 1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия. 2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей. 3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника.
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана.docx
Взаимодействие учителя­дефектолога и воспитателя в процессе  реализации календарного плана Цель образовательного процесса работы с детьми   с проблемами в развитии  является   не   только   социализация   и   адаптация   детей   в   обществе,   но   и развитие   познавательных   и   речевых   способностей.  Развитие   таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет  ребенку  познавать самого  себя и  окружающий  мир, чувствовать себя  уверенным  среди  других  людей    и  уметь  ориентироваться   в  той   или иной   ситуации.Комплексно­ тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности с детьми включает развитие и коррекцию при организации   всех   видов   детской   деятельности:   игровой,   коммуникативной, трудовой,   познавательно­исследовательской,   продуктивной,   музыкально­ художественной,   чтения.   Успех   коррекционно­воспитательной   работы определяется   продуманной   системой,   скоординированной   работой   всех специалистов   образовательного   учреждения:   учителя­дефектолога,   учителя ­логопеда,   педагога­психолога,   воспитателей,   музыкального   руководителя, инструктора по физической культуре. Работа ведется в таких направлениях, как: 1. Диагностическое; 2. Коррекционно­развивающее; 3. Консультативно­просветительское. Разработка   и   решение   проблемы   профессиональных   взаимоотношений учителя­дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального   взаимодействия,   рассмотрение   содержательных   и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной   компетентности   и  учителя­дефектолога   и   воспитателей: 1.   Сотрудничество   учителя­дефектолога   и   воспитателей   в   процессе реализации   индивидуального   подхода   к   детям   в   едином   образовательном пространстве   позволяет   определить   условия   и   разработать   механизм профессионального взаимодействия. 2.   Взаимодействие   учителя­дефектолога   и   воспитателей   может способствовать   повышению   их   профессиональной   компетентности   в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем детей. 3. Воспитатели совместно с учителем­дефектологом, изучая индивидуальные особенности   детей,   могут   моделировать   ситуации   развития   для   каждого воспитанника. динамических учета     особенностей Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь  интеграцией ­ объединением усилий педагогов для решения поставленной  цели: обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей  и оказать помощь  детям этой категории в освоении программы. Успешность и эффективность работы учителя­дефектолога напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с воспитателями,  насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя­ дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и  планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на  занятиях учителя­дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные  виды деятельности, учитель­дефектолог фактически ставит перед собой  непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями: 1. ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями  в области воспитания и развития детей; 2. совместно с воспитателями разработать индивидуальную программу  развития детей, индивидуальный маршрут развития; сформулировать психологические требования к развивающей предметной,  игровой и учебной среде; 3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических  технологий, осуществляя проектировочную и диагностически­контрольную  функцию за развитием детей; 4.разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей;  5.формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в  осуществлении коррекционно ­ образовательного процесса в детском саду.  Основу организации взаимодействия учителя­дефектолога и воспитателей  определяют следующие принципы: Системность. Развитие ребенка ­ процесс, в котором взаимосвязаны,  взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать  лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка. Комплексность. Развитие ребенка ­ комплексный процесс, в котором  развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие  других функций. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.  Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в  соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного  развития, с учетом факторов риска, с учетом его возможностей . Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе  занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и  дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном  "подтягивании" дефицитарных функций. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к  более сложным, комплексным. Индивидуализация темпа работ ­ переход к новому этапу обучения только  после полного освоения материала предыдущего этапа. Рекомендации, предлагаемые учителем­дефектологом для проведения  коррекционно­развивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка. В тетради взаимосвязи работы учителя­дефектолога и воспитателя  предусмотрена работа по развитию речи, элементарных математических  представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой  моторики. Функции дефектолога: ­   Изучение   уровня   речевых,   познавательных   и   индивидуально­личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком. ­   Формирование   правильного   речевого   дыхания,   чувства   ритма   и выразительности   речи,   работа   над   просодической   стороной   речи. Коррекция звукопроизношения. ­   Совершенствование   фонематического   восприятия   и   навыков   звукового анализа и синтеза.   Устранение ­   Отработка новых лексико­грамматических категорий. недостатков     слоговой структуры   слова. ­ Обучение связной речи. ­ Развитие психических функций. На   сегодняшний   день   дошкольные   образовательные   учреждения   должны качественно поменять уровень подготовки детей к школе в соответствии с действующими   государственными   требованиями,   обязательными   при реализации   основной   общеобразовательной   программы   дошкольного образования.   Программа   должна   строиться   с   учётом   принципа   интеграции образовательных   областей   и   предполагать   построение   образовательного процесса на адекватных возрасту и возможностям формах работы с детьми. Эффективность   коррекционно­воспитательной   работы   определяется   четкой организацией   жизни   детей   в   период   их   пребывания   в   детском   саду, правильном   распределении   нагрузки   в   течение   дня   и   преемственностью   в работе   учителя­дефектолога   и   воспитателя.   При   ведущей   роли   учителя­ дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные   задачи,  стоящие   перед   воспитателями   специальной  группы, чрезвычайно   важны   тесно   связаны   с  задачами   учителя­дефектолога.   Среди них: ­ развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении; ­ развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; ­ совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; ­ автоматизация произношения звуков, поставленных учителем­дефектологом; ­   уточнение,   закрепление   и   автоматизация   отработанного   учителем­ дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; ­закрепление   сформированных   учителем­дефектологом   грамматических категорий; ­ формирование диалогической и монологической речи; ­ закрепление умений звуко­слогового анализа и синтеза; ­ подготовка детей к письму, формирование графических умений; ­устранение недостатков в сенсорной, аффективно­волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; ­закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя­дефектолога; ­сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; ­   формирование   положительных   навыков   общего   и   речевого   поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; ­   обеспечение   необходимой   познавательной   и   мотивационной   базы   для формирования речевых умений. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей   с   трудностями   в   обучении,   можно   руководствоваться   следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя­дефектолога. 3. Дидактические игры по развитию лексико­грамматических средств языка, связной речи, фонетико­фонематических представлений и обучению грамоте 2­3 игры. 4.   Дидактические   игры   по   развитию   элементарных   математических представлений – 2­3 игры. 5 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Можно   использовать   следующие   виды   работы,   способствующие   развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; 5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. У   детей   с   общим   недоразвитием   речи   в   той   или   иной   степени   нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при   изучении   каждой   новой   темы   являются   упражнения   на   развитие восприятия   (узнавать   контурные   и   пунктирные   изображения   предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие   признаки,   классифицировать   предметы,   действия,   установить причинно­следственные связи).  Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и  групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так,  чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу  детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс  проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего  развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания,  умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода  поведения, самооценка, инициативность.

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017