Данные технологии используются на уроках биологии. Они позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении. Перед учителем стоят задачи:
- формирование и развитие у школьников положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
- воспитание ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Применение здоровьесберегающих.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школаинтернат для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск
Московской области
Применение здоровьесберегающих
технологий на уроках и
внеклассной работе по биологии
учитель биологии
Молоканова Л. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеклассной
работе по биологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению Н. К.
Смирнова, это все те психологопедагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры
здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.
Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: “Здоровье необходимо.
Это базис счастья. Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива:
она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно
много стараний, чтобы этот запас свести к нулю. Если нельзя вырастить
ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его
высокий уровень здоровья вполне возможно”.
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования
становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся,
формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора
образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки
и сохраняющих здоровье школьников.
Одним из направлений деятельности современной школы является
сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются
здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность
педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных
на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения
в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни.
Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология»,
преподавание которого позволяет органично вписывать принципы
здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и
во время домашней работы.
На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие
технологии:
1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.
2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)
построение уроков согласно требованиям методики и технологии их
ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления,
гиподинамии и других состояний;
Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с
непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он
оказывает на своих учеников:
учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся
создание доброжелательного психологического микроклимата в
ученическом коллективе
минутка для шутки
релаксационные паузы.
В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по
обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,
предупреждению вредных привычек:
технология сотрудничества,
групповые технологии,
интерактивные игровые технологии,
технология личностно–ориентированного обучения,
педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации
образовательного процесса.
Г) социально адаптирующие и личностноразвивающие технологии
(САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и
укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов
психологической адаптации личности:
программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых
целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также
педагогов;
Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)
физминутки
смена видов деятельности
аэрация воздуха
зарядка для глаз.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные
на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и
деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:
обустройство пришкольной территории,
зеленые растения в классе, участие в природоохранных мероприятиях.
Концепция модернизации Российского образования предполагает не
только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения
телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного
отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт
основного общего образования по биологии). Ни один школьный предмет не
имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы. Курс
этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок
несет элементы здоровьесбережения. Особенно курс 9 класса: ребята, изучая
курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются
в процесс: находят информацию в Интернете, создают презентации, готовят
сообщения на предмет здоровья.
Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил
высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий,
позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить
высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация
продолжительности и чередования различных видов деятельности,
переключение с одного вида деятельности на другой.
В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные
эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в
начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально занимает 12
минуты, но, на мой взгляд положительный эффект урока гарантирован.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом
зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на
состояние здоровья учащихся и учителя.
Цель здоровьесберегающих технологий:
создание комфортной здоровьесберегающей среды.
Для этого необходимо:
1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации
(зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей
учащихся, а также целей и задач урока.
2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты:
регулярное проветривание помещения, два раза в день проводить
влажные уборки в кабинете, парты должны быть расставлены
соответственно росту учащихся, соблюдать режим освещения.
3. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего
дня.
4. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков
обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
5. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и
рабочего дня. Для повышения умственной работоспособности детей,
предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у
них мышечного статического напряжения, проводить физкультминутки,
примерно через 1015 минут от начала урока. 6. Создание доброжелательной обстановки на уроке, спокойная беседа,
внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на желание
ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление
допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной
деятельности, уместный юмор или небольшое историческое
отступление.
7. Использование различных образовательных технологий, учитывающих
индивидуальные особенности учеников: игровые технологии, обучение в
сотрудничестве, соблюдается также личная гигиена учащихся и т.д.
8. Проведение внеурочной работы по укреплению здоровья учащихся.
9. Оптимизация результатов исследования.
По результатам опроса и наблюдения, у большинства учащихся
преобладает положительное психоэмоциональное состояние; повышается
работоспособность на уроках, уменьшается состояние усталости; возникает
позитивное осмысленное отношение к собственному здоровью и здоровью
других людей, базирующееся на биологических знаниях функционирования
организма.
Провожу внеклассные мероприятия по здоровьесбережению.
(Приложение)
Литература:
1. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе” Н.К. Смирнов.
2. “Обучение и здоровье” Киколов А.И. 3. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и
школы” Н.К. Смирнов, М.В. Аносова.
4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие
образовательные технологии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.