Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

  • Педсоветы
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данные технологии используются на уроках биологии. Они позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении. Перед учителем стоят задачи: - формирование и развитие у школьников положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. - воспитание ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Иконка файла материала Применение здоровьесберегающих.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа­интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» городского округа Подольск Московской области   Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и  внеклассной работе по  биологии                                                                                                                                                  учитель биологии                                                                                 Молоканова Л. В.Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеклассной работе  по биологии. Здоровьесберегающие образовательные технологии, по определению  Н. К. Смирнова, ­ это все те психолого­педагогические технологии, программы,  методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры  здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и  укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.  Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: “Здоровье необходимо.  Это базис счастья. Добыть здоровье проще, чем счастье. Природа милостива:  она запрограммировала организм с большим запасом прочности, и нужно  много стараний, чтобы этот запас свести к нулю. Если нельзя вырастить  ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его  высокий уровень здоровья вполне возможно”. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования  становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся,  формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора  образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки  и сохраняющих здоровье школьников. Одним из направлений деятельности современной школы является  сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются  здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность  педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных  на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения ­  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения  в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки поздоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в  повседневной жизни. Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология»,  преподавание которого позволяет органично вписывать принципы  здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и  во время домашней работы. На уроках биологии использую следующие здоровьесберегающие  технологии: 1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ): ­ соблюдение правил ТБ на уроках и переменах. 2. Здоровьесберегающие образовательные технологии: А) организационно – педагогические технологии (ОПТ) ­ построение уроков согласно требованиям методики и технологии их  ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления,  гиподинамии и других состояний; Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с  непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он  оказывает на своих учеников: ­ учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся ­ создание доброжелательного психологического микроклимата в  ученическом коллективе ­ минутка для шутки ­ релаксационные паузы. В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культурыздоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни,  предупреждению вредных привычек: ­ технология сотрудничества, ­ групповые технологии, ­ интерактивные игровые технологии, ­ технология личностно–ориентированного обучения, ­ педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации  образовательного процесса. Г) социально адаптирующие и личностно­развивающие технологии  (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и  укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов  психологической адаптации личности:    ­ программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых  целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также  педагогов; Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)   ­ физминутки   ­ смена видов деятельности   ­ аэрация воздуха   ­ зарядка для глаз. 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и  деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой: ­обустройство пришкольной территории, ­ зеленые растения в классе,­участие в природоохранных мероприятиях.  Концепция модернизации Российского образования предполагает не  только формирование ЗУН, но и формирование у подрастающего поколения  телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного  отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт  основного общего образования по биологии).  Ни один школьный предмет не  имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы. Курс  этой образовательной области выстроен так, что практически каждый урок  несет элементы здоровьесбережения. Особенно курс 9 класса: ребята, изучая  курс анатомии, физиологии, психологии и гигиены, сами активно включаются  в процесс: находят  информацию в Интернете, создают презентации, готовят  сообщения на предмет здоровья. Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил  высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий,  позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить  высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация  продолжительности и чередования различных видов деятельности,  переключение с одного вида деятельности на другой. В начале урока очень важно детей мотивировать на положительные  эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в  начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально занимает 1­2  минуты, но, на мой взгляд положительный эффект урока гарантирован. Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом  зависят функциональное состояние школьников в процессе учебнойдеятельности, возможность длительно поддерживать умственную  работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление  утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на  состояние здоровья учащихся и учителя. Цель  здоровьесберегающих технологий: ­создание комфортной здоровьесберегающей среды. Для этого необходимо: 1. Организация обучения через разные каналы восприятия информации  (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей  учащихся, а также целей и задач урока. 2. Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты:  регулярное проветривание помещения, два раза в день проводить  влажные уборки в кабинете, парты должны быть расставлены  соответственно росту учащихся, соблюдать режим освещения. 3. Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего  дня. 4. Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков  обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания. 5. Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и  рабочего дня. Для повышения умственной работоспособности детей,  предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у  них мышечного статического напряжения, проводить физкультминутки, примерно через 10­15 минут от начала урока.6. Создание доброжелательной обстановки на уроке, спокойная беседа,  внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на желание  ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление  допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной  деятельности, уместный юмор или небольшое историческое  отступление. 7. Использование различных образовательных технологий, учитывающих  индивидуальные особенности учеников: игровые технологии, обучение в сотрудничестве, соблюдается также личная гигиена учащихся  и т.д. 8. Проведение внеурочной работы по укреплению здоровья учащихся. 9. Оптимизация результатов исследования. По результатам опроса и наблюдения, у большинства учащихся   преобладает положительное психоэмоциональное состояние; повышается  работоспособность на уроках, уменьшается состояние усталости; возникает  позитивное осмысленное отношение к собственному здоровью и здоровью  других людей, базирующееся на биологических знаниях функционирования  организма. Провожу внеклассные мероприятия по здоровьесбережению.  (Приложение) Литература: 1. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной  школе” Н.К. Смирнов. 2. “Обучение и здоровье” Киколов А.И.3. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и  школы” Н.К. Смирнов, М.В. Аносова. 4. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие  образовательные технологии.