"Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели по содержанию урока: Образовательная: • Познакомить с образом зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях • русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, русских художников. • Формировать навыки анализа разных видов искусства объединенных единой темой. • Закрепить понятие “романс”, народная и композиторская музыка. • Отрабатывать умение петь по нотной записи. Развивающая: • В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки кантиленного пения. • Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух. • Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывающая: • Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре. Методы: • Музыкального обобщения и систематизации. • Сравнительно-аналитический. • Звуковой и зрительной наглядности. • Поисково-репродуктивный.
Иконка файла материала Зимний вечер.doc
"Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи Цели по содержанию урока: Образовательная: русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, русских художников.  Познакомить с образом зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях   Формировать навыки анализа разных видов искусства объединенных единой темой.   Отрабатывать умение петь по нотной записи. Закрепить понятие “романс”, народная и композиторская музыка. Развивающая: В процессе вокально­хоровой работы развивать навыки кантиленного пения. Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.    Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывающая:  Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим  произведениям искусства, русской культуре. Методы:  Музыкального обобщения и систематизации.  Сравнительно­аналитический.   Поисково­репродуктивный. Звуковой и зрительной наглядности. Приемы:  Экскурсия.    Работа с текстом стихотворения, песни. беседа с включением занимательных вопросов. исполнение по нотной записи. Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный  центр. ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы:  Романс “Зимний вечер” М.Яковлев, видеофрагмент фильма “А.С.Пушкин”, презентация “Зимний вечер в  творчестве А.С.Пушкина, Музыке и живописи”. Ход урока Музыкальное приветствие. Слайд 2. Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина: “Приветствую тебя, пустынный уголок Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья… Я твой – люблю сей темный сад С его прохладой и цветамиСей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят…” У: Кто автор этих строк? Д: А.С.Пушкин. У: Чему они посвящены? Д: Селу Михайловское. Слайд 3. У: Чем дорого поэту это место? Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая  русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт  находился там в ссылке. У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений. Слайд 4. У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском? Д: Поэма “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе Салтане”, главы романа “Евгений Онегин” и многие стихотворения. У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных. (Видеозапись фрагмента д/ф “А.С.Пушкин”.) У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское. С чем можно сравнить эти дивные места? Д: С музыкой, с песней. У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : “Всюду музыка звучит”. (Дети исполняют песню “Всюду музыка звучит”.) Слайд 5. У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые  окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а  другую...? “Ах, умолчу о мамушке моей, О прелести таинственных очей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоняя С усердием перекрестит меня…” У: О ком эти строки? Д: О няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой. У: Что вы знаете об Арине Родионовне? Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел  бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы,  сказки, песни. У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне? Д: “Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня…“Наша ветхая лачужка И печальна и темна Что же ты, моя старушка Приумолкла у окна…” У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича.  Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка  П.И.Чайковского. Слайд 6. У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных каждому месяцу года? Д: “Времена года”. У: Сейчас прозвучит пьеса “У камелька”, а посвящена она январю. (Звучит пьеса “У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковский.) У: Какой вечер нарисовала музыка? Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто­то ведет задушевную беседу. У: Как звучала мелодия? Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня. И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина: “И мирной неги уголок Ночь сумраком одела. В камине гаснет огонек И свечка догорела…” У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило? Д: Мечтательность, задушевность. У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно  дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны? Д: Семь. У: Сейчас я проверю, как вы их знаете: Слайд 7. “У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый  Все ходит по цепи кругом…” (Поэма “Руслан и Людмила”.) “Царь с царицею простился, В путь – дорогу снарядился, И царица у окна  Села ждать его одна…” (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.) Слайд 8. “Пошел, сел у берега моря; Там он стал веревку крутить Да конец ее в море мочить…” (“Сказка о попе и работнике его Балде”.)“Глядь опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто…” (“Сказка о рыбаке и рыбке”.) Слайд 8. “Царь к востоку войско шлет, Старший сын его ведет. Петушок угомонился, Шуи утих, и царь забылся…” (“Сказка о золотом петушке”.) “Три девицы под окном  Пряли поздно вечерком…” (“Сказка о царе Салтане”.) Слайд 9. У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споем нашу любимую песню “Сказки гуляют по свету”. Слайд 10. У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном? “Буря мглою небо кроет  Вихри снежные крутя;  То, как зверь она завоет,  То, заплачет как дитя.  То по кровле обветшалой  Вдруг соломой зашумит,  То, как путник запоздалый  К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка  Бедной юности моей,  Выпьем с горя; где же кружка?  Сердцу будет веселей.  Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне песню, как девица  За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь она завоет, То, заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей”. У: Какой вечер предстал перед нами? Д: Холодный, метельный.У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в  открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? Д: Она “кроет небо”, “крутит вихри”, “воет”, “плачет”, “шумит соломой”, “стучит в окно”. У: Ударения в словах падают на какие звуки? Д: о, а, у, е, и. У: Что они изображают? Д: Завывание вьюги. У: Первая часть посвящена бури. А вторая? Д: Обращена к няне. У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души  грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки. Д: “Что же ты моя старушка Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?” У: Однако, не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить  печаль. Что просит он у няни? Д: Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла”. У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит  истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк? Д: Опять картина бури. У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим  свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение? Слайд 12. У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм – спокойный. У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня. Слайд 13. У: Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия? Д: Народная. У: Как определили? Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двуголосие. У: Да вы правы, это русская народная песня “Зимний вечер”. Послушайте, как она звучит. (Учитель поет песню.) У: Как прозвучала песня?Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер. У: Какой ритм изображает метель? Д: Чередование четверти и восьмой. У: Благодаря этому создается ощущение танца. Какого? Д: Вальса. (Разучивание по нотной записи.) Слайд 14. У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из  них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его. (Звучит романс “Зимний вечер” М.Яковлева в исполнении И.Козловского.) У: Сравните романс с русской народной песней. Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный. У: Кто исполнил романс? Д: Певец­солист и фортепиано. У: Чем жанр романса отличается от песни? Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по­разному. У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия  романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к  своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия? Д: нет У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал. Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти  художественные работы. Что их роднит? Слайд 15. Д: Зимний пейзаж. У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке? (Дети показывают картины и обосновывают свои ответы.) У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока? Д: Зимний вечер. У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии А.С.Пушкина? Д: (Ответы детей.) У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались  композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы,  балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений  есть еще и вторая жизнь – в музыке. “К чему поэту пьедестал? Не вечен камень пьедестала.  Суть в том, кем для России стал  Кудрявый правнук Ганибала.  Лишь он мог так шутить хитро,  Влюбляться озорно и нежно,Так лишь его могло перо Грустить светло и безнадежно. И на вопрос: “Кто ваш поэт? – В строенье ль каменном, в избушке Один у русского ответ, –  Он, улыбнувшись, скажет: “Пушкин” (Т.Кузовлева)

Посмотрите также