В этой статье рассказывается подробно о том,что такое деловая игра и игра вообще? Это сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в нее характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. Многолетний опыт работы показывает, что игра способствует формированию коммуникативных навыков и развитию УУД, помогает раскрыть интерес даже в самом зажатом и неуверенном в себе ребенке.
Деловая игра как важнейшая составляющая развития УУД
Уважаемые коллеги, небольшое лирическое отступление: моя
сестра педагог, воспитывает сына 6 лет, часто жалуется, что в
садике у всех детей планшеты, а у ее сына нет, т.к. не хотят, чтобы
портилось зрение. Дошколята сидят в планшетах, а тех, у кого его
нет, в «игру» не берут…Такое явление мы наблюдаем и у нас в
школах на переменах.
Отсюда проблема в отсутствии
коммуникативных навыков общения и актуальность присутствия
игровых технологий на уроках как метод активного обучения на
уроках для развития познавательного интереса к предмету.
Интерес двигатель всего в современном мире, наша задача развить
этот интерес, научить детей учиться с желанием.
Что такое деловая игра и игра вообще? Это сложное социально
психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а
личностное. Потребность личности в игре и способность включаться
в нее характеризуется особым видением мира и не связаны с
возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей
имеют различные психологические основания.
Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих
возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с
переживанием радости от самого процесса деятельности.
Многолетний опыт работы показывает, что игра способствует
формированию коммуникативных навыков и развитию УУД,
помогает раскрыть интерес даже в самом зажатом и неуверенном в
себе ребенке.
расширение кругозора,
Цели использования игровых технологий следующие:
Дидактические:
познавательная
деятельность; применение ЗУН в практической деятельности;
формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности; развитие общеучебных умений и
навыков.Воспитывающие:
воспитание самостоятельности,
воли;
формирование определенных подходов, позиций, нравственных,
эстетических и мировоззренческих установок;
воспитание
сотрудничества,
общительности,
коммуникативности .
коллективизма,
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,
умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения,
фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения
находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной
деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям
общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,
саморегуляция; обучение общению.
По характеру педагогического процесса выделяются
следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой
методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные,
сюжетные,
имитационные и игры
драматизации.
ролевые,
деловые,
Как часто можно проводить деловые игры?
Не более одного раза в четверть. Начиная с 5 класса, это может
быть, как ознакомительная игра в начале четверти для выявления
уровня подготовленности детей, но чаще и правильнее это
заключительный этап при закреплении ЗУН. Я стараюсь по
возможности, чтобы это был один из последних уроков, как некое
поощрение, связанное с переживанием радости от самого процесса
деятельности. Или при закреплении одной из важных тем, например: «Ох уж эти фразеологизмы!»,
«Магия слов»,
«Кладовая Хозяйки Медной горы»,
«Вот мы какие: суперседьмые» (сборные команды
классов 7).
«Кастинг в радиоредакцию или ораторское искусство»,
«Клуб знатоков» (урокзачет по карточкам),
«Вот мы какие: суперседьмые» (сборные команды
классов 7).
Деловые игры включают также проектную деятельность с 5
класса
«Мне нравится буква», «Части речи глазами детей»,
«Мы в этом городе живем! Петербургские поэты и
писатели о животных"
С 6 го класса ведем практику устного зачета, где помогают
помощникиконсультанты. Дети испытывали сильнейшее волнение
от зачета, нарисовала карточки со смешными картинками, работа в
группах, по типу «Последний герой», дети борются за звание
«Знатоковпервопроходцев», чья команда больше баллов заработает
за ответы, просят повторить неоднократно такую игру. По
возможности привлекаю старшие классы, например в День
самоуправления.
формирования общеучебных умений,
Деловая игра используется для решения комплексных задач
усвоения нового, закрепления материала, развития творческих
способностей,
дает
возможность учащимся понять и изучить учебный материал с
различных позиций. «Как часто можно проводить деловую игру со всем
коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год
Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в
себя следующие этапы:
создание проекта деловой игры;
описание последовательности действий; описание организации проведения игры;
составление заданий для участников;
подготовка оборудования.
Проект деловой игры:
Название деловой игры, ее цели.
Состав участников. Время, необходимое для проведения каждого
фрагмента игры и на игру в целом. Суть проблемы, подлежащей
решению. Состояние исследуемого вопроса. Руководство деловой
игрой. Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион
ную и игровую модели, которые должны органически наклады
ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.
Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет
ко сформулировать ее цели: закрепление полученных знаний, вы
работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор
ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен
ствование навыков принятия коллективных решений и т.д.
Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж
дому участнику найти средства достижения собственных целей.
В каждой игре выделяются свои роли и определяется
необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ
ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию
проблемных ситуаций («лидер», «конформист», «консерватор» и
т.д.).
Подготовка деловой игры это не только продумывание целей,
конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и
других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте
но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие
условные обозначения, графики необходимо подготовить.
Важно продумать, как лучше расположить участников игры с
учетом требований педагогической техники общения, выбрать своюоптимальную организацию отведенного пространства, при которой
цель общения достигается ясно и свободно.
Вот несколько вариантов размещения участников общения,
предложенных В.П. Дубровой и Е.И. Милашевич (Витебский
государственный педагогический институт им. С.М. Кирова).
Прямоугольником с кружочком внутри обозначен организатор,
кружочками члены группы.
Блочный метод размещения: подходит для организации
диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут
быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются
и в зале.
Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между
педагогами предполагается полемика или предстоят «переговоры».
Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен,
воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом
Круглый стол: круговые формы размещения участников
позволяют сделать педагогический коллектив самоуправляемым.
Возможность взаимных контактов становится максимальной,
минимизируется роль организатора. Если участников много,
образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются
особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают
за ходом общения во внутреннем круге. Результаты их наблюдения
излагаются в общей дискуссии.
Продумывая все элементы деловой игры, важно определить
формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый
этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется
анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с
функцией стимулирования, поэтому иногда следует продумать
оценку личного вклада каждого в достижение общей цели,
например: отмечается группапобедитель, а в ней выделяется лидер
(по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение
словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное
решение».Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов,
аналитиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно
наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.
В заключение следует предложить игрокам объективно оценить
результаты всей игровой деятельности, таким образом провести
заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин
формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового
интереса участников к познавательной деятельности.