Деловая игра как важнейшая составляющая развития УУД

  • Педсоветы
  • docx
  • 11.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В этой статье рассказывается подробно о том,что такое деловая игра и игра вообще? Это сложное социально-психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в нее характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания. Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. Многолетний опыт работы показывает, что игра способствует формированию коммуникативных навыков и развитию УУД, помогает раскрыть интерес даже в самом зажатом и неуверенном в себе ребенке.
Иконка файла материала деловая игра как важнейшая составляющая развития УУД.docx
Деловая игра как важнейшая составляющая развития УУД Уважаемые   коллеги,   небольшое  лирическое   отступление:   моя сестра   педагог,   воспитывает   сына   6   лет,   часто   жалуется,   что   в садике у всех детей планшеты, а у ее сына нет, т.к. не хотят, чтобы портилось зрение. Дошколята сидят в планшетах, а тех, у кого его нет, в «игру» не берут…Такое явление мы наблюдаем и у нас в школах   на   переменах.   Отсюда   проблема   в   отсутствии коммуникативных   навыков   общения   и   актуальность   присутствия игровых технологий на уроках как метод активного обучения  на уроках   для   развития   познавательного   интереса   к   предмету. Интерес­ двигатель всего в современном мире, наша задача развить этот интерес, научить детей учиться с желанием.   Что такое деловая игра и игра вообще? Это сложное социально­ психическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в   нее   характеризуется   особым   видением   мира   и   не   связаны   с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания. Потребность   в   игре,   вероятно,   зависит   от   творческих возможностей   личности.   Ведь   творчество   обязательно   связано   с переживанием   радости   от   самого   процесса   деятельности. Многолетний   опыт   работы   показывает,   что   игра   способствует формированию   коммуникативных   навыков   и   развитию   УУД, помогает раскрыть интерес даже в самом зажатом и неуверенном в себе ребенке. расширение   кругозора, Цели использования игровых технологий следующие: Дидактические:    познавательная деятельность;   применение   ЗУН   в   практической   деятельности; формирование   определенных   умений   и   навыков,   необходимых   в практической   деятельности;   развитие   общеучебных   умений   и навыков.Воспитывающие:  воспитание   самостоятельности,   воли; формирование   определенных   подходов,   позиций,   нравственных, эстетических   и   мировоззренческих   установок;   воспитание сотрудничества, общительности,   коммуникативности .  коллективизма,   •  Развивающие:  развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,   творческих   способностей,   эмпатии,   рефлексии,   умения находить   оптимальные   решения;   развитие   мотивации   учебной деятельности.  •  Социализирующие:   приобщение   к   нормам   и   ценностям общества;   адаптация   к   условиям   среды;   стрессовый   контроль, саморегуляция; обучение общению. По   характеру   педагогического   процесса   выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие;  в) репродуктивные, продуктивные, творческие;  г)   коммуникативные,   диагностические,   профориентационные, психотехнические и др.  Обширна   типология   педагогических   игр   по   характеру   игровой методики.  Важнейшие   из   применяемых   типов:   предметные, сюжетные,   имитационные   и   игры­ драматизации.    ролевые,   деловые, Как часто можно проводить деловые игры?  Не более одного раза в четверть. Начиная с 5 класса, это может быть, как ознакомительная игра в начале четверти для выявления уровня   подготовленности   детей,   но   чаще   и   правильнее   это заключительный   этап   при   закреплении   ЗУН.   Я   стараюсь   по возможности, чтобы это был один из последних уроков, как некое поощрение, связанное с переживанием радости от самого процесса деятельности. Или при закреплении одной из важных тем, например: «Ох уж эти фразеологизмы!»,   «Магия слов»,   «Кладовая Хозяйки Медной горы»,  «Вот   мы   какие:   супер­седьмые»   (сборные   команды классов 7).  «Кастинг в радио­редакцию или ораторское искусство»,   «Клуб знатоков» (урок­зачет по карточкам),   «Вот   мы   какие:   супер­седьмые»   (сборные   команды классов 7).   Деловые  игры  включают   также  проектную  деятельность  с  5 класса   «Мне нравится буква», «Части речи глазами детей»,   «Мы   в   этом   городе   живем!   Петербургские   поэты   и писатели о животных"  С   6   го   класса   ведем   практику   устного   зачета,   где   помогают помощники­консультанты.   Дети   испытывали   сильнейшее   волнение от зачета, нарисовала карточки со смешными картинками, работа в группах,   по   типу   «Последний   герой»,   дети   борются   за   звание «Знатоков­первопроходцев», чья команда больше баллов заработает за   ответы,   просят   повторить   неоднократно   такую   игру.   По возможности   привлекаю   старшие   классы,   например   в   День самоуправления.   формирования   общеучебных   умений, Деловая   игра   используется   для   решения   комплексных   задач усвоения   нового,   закрепления   материала,   развития   творческих способностей,   дает возможность   учащимся   понять   и   изучить   учебный   материал   с различных позиций.  «Как часто можно проводить деловую игру со всем коллективом?». Целесообразно ее использовать 1—2 раза в год Непосредственная разработка материалов деловой игры включа ет в себя следующие этапы:  создание проекта деловой игры;  описание последовательности действий; описание организации проведения игры;  составление заданий для участников;  подготовка оборудования. Проект деловой игры: Название деловой игры, ее цели. Состав участников. Время, необходимое для проведения каждого фрагмента игры и на игру в целом. Суть проблемы, подлежащей решению. Состояние исследуемого  вопроса. Руководство  деловой игрой. Для разработки деловой игры необходимо создать имитацион ную   и   игровую   модели,   которые   должны   органически   наклады ваться друг на друга, что и определяет структуру игры.   Приступая к разработке модели деловой игры, необходимо чет ко   сформулировать   ее   цели:   закрепление   полученных   знаний,   вы работка необходимых навыков; изучение опыта; формирование твор ческого мышления; обучение культуре взаимоотношений; совершен ствование навыков принятия коллективных решений и т.д. Формулируя общие цели, мы предоставляем возможность каж дому участнику найти средства достижения собственных целей. В   каждой   игре   выделяются   свои   роли   и   определяется необходимое количество игроков. Роли могут быть профессиональ ные и межличностные, исполнение которых способствует созданию проблемных   ситуаций   («лидер»,   «конформист»,   «консерватор»   и т.д.). Подготовка деловой игры ­ это не только продумывание целей, конструирование   модели,   но   и   выбор   технических,   наглядных   и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учте но, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить. Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать своюоптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно. Вот   несколько   вариантов   размещения   участников   общения, предложенных   В.П.   Дубровой   и   Е.И.   Милашевич   (Витебский государственный   педагогический   институт   им.   С.М.   Кирова). Прямоугольником   с   кружочком   внутри   обозначен   организатор, кружочками ­ члены группы. Блочный   метод   размещения:   подходит   для   организации диспутов, дискуссий. Участники обеспечены микрофонами (могут быть условные). В случае необходимости микрофоны выставляются и в зале.  Расположение лицом к лицу: применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят «переговоры». Треугольники: если педагогический коллектив немногочислен, воспитатели могут непосредственно общаться друг с другом   Круглый   стол:   круговые   формы   размещения   участников позволяют   сделать   педагогический   коллектив   самоуправляемым. Возможность   взаимных   контактов   становится   максимальной, минимизируется   роль   организатора.   Если   участников   много, образуется «круглый стол с аквариумом». В этом случае создаются особые правила для участников внешнего круга, которые наблюдают за ходом общения во внутреннем круге. Результаты их наблюдения излагаются в общей дискуссии. Продумывая   все   элементы   деловой   игры,   важно   определить формы   оценки.   Часто   применяются   балльная   система   за   каждый этап   и   подсчет   всех   оценок   в   конце   игры.   Иногда   используется анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с функцией   стимулирования,   поэтому   иногда   следует   продумать оценку   личного   вклада   каждого   в   достижение   общей   цели, например: отмечается группа­победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами:   «творческий   подход»,   «красивая   мысль»,   «корректное решение».Для   оценивания   в   деловые   игры   вводятся   роли   экспертов, аналитиков,   представителей   заказчика   и   т.п.   Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах. В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты   всей   игровой   деятельности,   таким   образом   провести заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой ин формацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

Посмотрите также