Химический состав и пищевая ценность рыбы. Основные семейства рыб.»
Оценка 4.8

Химический состав и пищевая ценность рыбы. Основные семейства рыб.»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
преподавание
Взрослым
23.09.2023
Химический состав и пищевая ценность рыбы. Основные семейства рыб.»
урок изучения нового учебного материала
План урока.doc

 

План урока теоретического обучения

 

Дисциплина: Организация хранения и контроль запасов и сырья.

Дата проведения 04. 10. 2022г.

Тема урока: «Химический состав и пищевая ценность рыбы. Основные семейства рыб.»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: Смешанный урок (урок – лекция, урок теоретических и практических самостоятельных работ)

Цели урока:

Образовательные:

-изучить классификацию семейства рыб , закрепить  полученные  теоретические знания, обобщить полученные знания с целью дальнейшего применения на практике; 

- формирование ответственного отношения к результатам своей работы, здоровью общества, строго соблюдая правила личной гигиены и санитарии.

                            

Развивающие

- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации (навыки самостоятельной работы обучающихся);

- развивать свою речь;

- развивать самостоятельное мышление, умение выделять главное, сравнивать, умение правильно и грамотно излагать свои мысли развивать интерес к чтению дополнительной литературы, творческие навыки обучающихся;

 

Воспитательные:

-воспитание чувства ответственности, формирование умения выступать перед аудиторией;

 - выявить и показать чёткую связь дисциплины «Организация хранения и контроль запасов и сырья» с другими предметами;

- формирование стремления добиваться высоких результатов в работе;

-Формирование общих компетенций:

ОК 1. –  Понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей будущей профессии , проявлять  к ней устойчивый интерес.

ОК 3. -  Принимать  решения  в стандартных  и  нестандартных  ситуациях и нести за  них ответственность.

ОК 4.- Осуществлять поиск и использование  информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Методы обучения: Информационный, частично-поисковый, проблемно-диалоговый, интерактивный.

Межпредметные связи: химия, МДК 02.01 «Технология приготовления сложной холодной кулинарной продукции»; география, история.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки - задания, мультимедийная презентация, выставка книг.

 

Обучающийся должен уметь:

·      определять наличие запасов и расход  продуктов;

·      оценивать условия хранения и состояние   продуктов и запасов;

·      проводить инструктажи по безопасности    хранения пищевых продуктов;

·      принимать решения по организации процессов контроля расхода и хранения продуктов;

·         оформлять технологическую документацию и  документацию по контролю расхода и               хранения  продуктов, в том числе с использованием специализированного программного     обеспечения

 

Обучающийся должен знать:

 

·         ассортимент и характеристики основных групп продовольственных товаров;

·         общие требования к качеству сырья и продуктов;

·         условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов продовольственных продуктов;         

·         методы контроля качества продуктов при хранении;

·         способы и формы инструктирования персонала  по безопасности хранения пищевых продуктов;

·         виды снабжения;

·         виды складских помещений и требования к ним;

·         периодичность технического обслуживания   холодильного, механического и весового  оборудования;    

·         методы контроля сохранности и расхода   продуктов на производствах питания;        

·         программное обеспечение управления  расходом продуктов на производстве и   движением блюд;                                   

·         современные способы обеспечения правильной  сохранности запасов и расхода продуктов на  производстве;

·         методы контроля возможных хищений запасов  на производстве;                          

·         правила оценки состояния запасов на  производстве; 

·         процедуры и правила инвентаризации запасов  продуктов;

·         правила оформления заказа на продукты со  склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков;

·         виды сопроводительной документации на  различные группы продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девиз урока

 

Слушающий - запоминает,

Видящий – понимает.

 

Китайская пословица

 

             

Ход урока.

 

1 этап: Организационный момент.

Проверка готовности группы к уроку:

отметка в журнале отсутствующих;

выявление причин отсутствия обучающихся;

создание рабочей обстановки в аудитории;

Выступление преподавателя перед студентами, после чего обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока и образовательные цели урока.

Демонстрация темы урока на экране с помощью мультимедийного проектора

 

2 этап Мотивация обучающихся.

Преподаватель проводит мотивацию учебной деятельности учащихся, предлагает решить сквозную задачу в ходе урока:

Почему продолжительность жизни у населения приморских стран (Японии, Шри-Ланка, Индонезийских островов и др.), больше, чем у населения, проживающего внутри континента?

3 этап: Актулизация опорных знаний. Проверка уровня знаний по ранее изученному материалу:

-   методом фронтального опроса

1. Какое  значение  имеет  рыба  в питании человека? (  Рыба  и рыбные продукты высоко ценятся в лечебном и диетическом питании, так как являются источником полноценного животного белка)

2.Назовите главные районы рыболовства- ( Дальневосточный  бассейн, западный бассейн; северный или сибирский бассейн ;южный бассейн .Мировой промысел ведётся в водах Тихого, Атлантического, Индийского океанов)

3.Какие минеральные вещества содержатся в костях   и тканях рыб. (В мясе   рыбы содержатся кальций, магний, натрий.)

4.От чего зависит химический состав рыбы? (Хим.состав зависит от вида рыбы, возраста, пола, места обитания, времени улова.)

5.По каким общим признакам рыб объединяют в семейства?

(Рыб объединяют в семейства в зависимости от общих признаков формы тела, наличия   чешуи , кол-ва формы и расположения плавников, строения скелета.)

6.Как делятся рыбы по строению скелета? (По строению скелета промысловых рыб делят на хрящекостных (осетровых) и с костным скелетом (карповые).)

7.Какие виды рыб относятся к семейству осетровых? (Белуга, севрюга, калуга, осётр, стерлядь)

8.Какие группы рыб относятся к семейству лососевых? (I группа – европейские лососевые (сёмга лосось балтийский)

II группа – дальневосточные лососевые (кета, горбуша, чавыга, кижуч)

III группа – сиговые рыбы

( сиг, омуль, муксун)

9.Назовите углевод – полисахарид, который накапливается в продуктах животного происхождения.

10.Какие белки входят в состав рыбы и морепродуктов?

11В чем отличительные особенности жиров рыб?

12.Назовите основные части строения тела рыбы.

 13.Какими минеральными веществами богаты рыба и морепродукты

 14.Назовите блюда из рыбы.

 

4 этап: Изложение нового материала

 

План

1.     Пищевая ценность и химический состав рыбы.

2.     Классификация рыбы:

а) по анатомическому строению;

б) по обитанию.

3.     Основные семейства рыб.

4.     Требования к качеству рыбы, условия хранения и кулинарное использование.

Предлагается прослушать информацию по новой теме. (Приложение1)

Преподаватель излагает новый материал согласно плану урока, представляет электронную презентацию урока, содержащую рисунки и плакаты основных семейств рыб, поступающих на предприятия питания. Используется схема строения тела рыбы, таблицы.

 

В ходе объяснения нового материала преподаватель задает вопросы для активизации познавательной деятельности учащихся.

 

1.  Из каких основных частей состоит рыба:

-    голова рыбы;

-    промысловая длина рыбы;

-    общая длина рыбы;

-    основные плавники рыбы?

2.  Почему мясо рыбы усваивается организмом более быстро и полно, чем мясо наземных животных?

3.  Назовите отличительные особенности рыбьего жира?

4.  Почему жир рыб используют в лечебном питании?

5.  Каково значение витаминов в мясе рыбы?

6.  Объясните взаимосвязь между содержанием воды в рыбе и ее энергетической ценностью.

7.  В чем преимущество и недостаток рыб семейства:

-    тресковых;

-    осетровых;

-    карповых;

-    окуневых?

8.  По каким признакам можно быстро определить представителя определенного семейства рыб?

9.  Какие внутренние органы рыбы используют в пищу?

10.Почему рыбные блюда можно использовать в пищу в горячем и холодном состоянии.

5. Закрепление нового материала

Осмысливание, обобщение и систематизация полученных знаний учащихся

Преподаватель дает самостоятельную работу обучающимся с опорным конспектом и с терминологическим словарем (Приложение 2-3)

Обучающиеся записывают фрагменты опорного конспекта в тетради, вносят новые слова .

в терминологический словарь: балык, бестер, визига, пресервы, деликатес

Преподаватель предлагает заполнить таблицы по семействам и видам рыб (Приложение 4-5).

Учащиеся заполняют учебные таблицы по семействам и видам рыб. Работают с текстом

Закрепление материала преподаватель проводит методом тестирования (Приложение 6).

Преподаватель в игровой форме проводит решение кроссворда (Приложение 7-8).

В игровой форме руководит решением кроссворда по данной теме.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ предлагает ответить на заданный в начале урока вопрос сквозной задачи. ( Обучающиеся высказывают личное мнение, анализируя, проводя сравнения)

6.Подведение итогов урока: РЕФЛЕКСИЯ

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы:

урок дал мне для жизни …;

было интересно …;

у меня получилось …;

я понял, что …;

своей работой на уроке я … (доволен/недоволен).

(учащиеся высказывают свое мнение по проведенному уроку)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из карточек на вашем столе: красную – очень интересно, зеленую – интересно, белую – было неинтересно. Поднимите выбранную карточку.

(Обучающиеся поднимают карточки)

Мне с вами сегодня было очень интересно, поэтому я прощаюсь с вами вот этим большим сердцем!

(Преподаватель поднимает за ранее заготовленное из открытки яркое сердце)

Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами. Спасибо за урок!

 

Преподаватель подводит итоги урока: выставляет отметки.

 

1.      Домашнее задание (2 мин.).

Обучающиеся записывают домашнее задание.

1.      Задают вопросы по заполнению таблиц.

 

 

 

Литература:

1.      Организация хранения и контроль запасов и сырья.М.В.Володина,Т.А.Сопачёва.2018г

2.   Матюхина, З. П. Товароведение пищевых продуктов : Учеб. для нач. проф. образования / З. П. Матюхина, Э. П. Королькова [Электронный ресурс]. – 2-е изд., стереотип. – М. : ИРПО; Изд. центр «Академия», 2018. – 272 с.,

3.   Никифорова, Н. С. Товароведение продовольственных товаров / Н. С. Никифорова, С. А. Прокофьева [Текст]. – М. : ИРПО; Академия, 2017. – С. 85-86.

4.   Репников, Б. Т. Товароведение и биохимия рыбных товаров / Б. Т. Репников [Текст]. – М. : Дашков и К, 2015– С. 65-80.

Тимофеева, В. А. Товароведение продовольственных товаров / В. А. Тимофеев [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – С. 377-420.


План урока теоретического обучения

План урока теоретического обучения

Межпредметные связи: химия, МДК 02

Межпредметные связи: химия, МДК 02

Девиз урока Слушающий - запоминает,

Девиз урока Слушающий - запоминает,

Какие группы рыб относятся к семейству лососевых? (

Какие группы рыб относятся к семейству лососевых? (

В чем преимущество и недостаток рыб семейства: - тресковых; - осетровых; - карповых; - окуневых? 2

В чем преимущество и недостаток рыб семейства: - тресковых; - осетровых; - карповых; - окуневых? 2

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из карточек на вашем столе: красную – очень интересно, зеленую –…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из карточек на вашем столе: красную – очень интересно, зеленую –…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2023