Яковлева Татьяна Леонидовна
МОБУ «СОШ№62" г. Оренбурга
Учитель математики
Пояснительная записка к ресурсу
««Первый признак равенства треугольников», 
урок №1, 7 класс, геометрия по учебнику Атанасяна Л.С.»
Автор: Яковлева Татьяна Леонидовна. Учитель математики.
Предмет, класс, в котором используется продукт: Геометрия, 7 класс.
Авторы учебника, учебнометодического комплекса:
1. Атанасян   Л.С.,   Бутузов   В.Ф.   Кадомцев   С.Б   и   др.   Геометрия   79.   –   М:
Просвещение, 2006.
2. Атанасян   Л.С.,   Бутузов   В.Ф.     Методические   рекомендации   к   учебнику
«Изучение геометрии в 79 классах».  М.: Просвещение, 2006.
Тема урока: Первый признак равенства треугольников.
Необходимое   оборудование   и   материалы   для   занятия:  компьютер,   проектор,
экран,   презентация,   линейка,   треугольник,   цветные   мелки,   раздаточный   материал   –
конверты с набором треугольников.
Время реализации занятия:  45 минут
Авторский медиапродукт:
1. Среда: Microsoft Office PowerPoint 2007;
2. Вит продукта: наглядная презентация учебного материала;
3. Структура презентации
Таблица 1 Структура презентации «Первый признак равенства треугольников»
Структурные элементы
Временная № слайда
№ 
n/n
1
2
Организационный момент
Повторение пройденного материала:
 Определение равных треугольников;
 Элементы треугольника
2 минуты
6 минут
3
Переход к изложению нового материала
4 минуты
1
24
56Яковлева Татьяна Леонидовна
МОБУ «СОШ№62" г. Оренбурга
Учитель математики
4
5
6
7
8
Структура теоремы
Закрепление нового материала 
Самостоятельная работа обучающего характера
Домашнее задание.
Используемая литература и интернетресурсы
2минуты
10минут
5минут
2минуты
7
910
11
12
1415
Цель создания и использования медиапродукта на занятии:  
Презентация  по геометрии  позволяет  экономить время  на уроке,  чертежи  хорошо
просматриваются,   более   наглядны,   чем   чертежи,   выполненные   мелом   на   доске,
способствует лучшему эстетическому восприятию курса. Слайды презентации помогают
выделить и обобщить главное в изучаемом материале и  применять его при решении задач.
Обоснование выбора формы проведения урока.
Представленный урок – один из трех уроков по теме « Первый признак равенства 
треугольников» в соответствии с планированием по учебнику Атанасяна Л.С. 
Хорошо известна история, когда ученик рассказывает: «Что было сегодня на уроке!
Учитель   нарисовал   два   равных   треугольника,   а   потом   целый   час   доказывал,   что   они
равны».   Ученикам,   как   правило,   неясно,   почему   некоторые   элементы   треугольников
объявляют равными, а равенство других доказывают. А если еще учитель на глазах у всего
класса   строит   два   треугольника,   обводя   мелом   угольник,   действительно   получается
смешно. [4]
Предлагаю другой подход к доказательству теоремы.
Так   как   необходимо   добиться,   что   бы   ученики   владели   определением   равенства
треугольников,   иначе   они   не   увидят   смысла   в   доказательстве   теоремы   и   вряд   ли   его
поймут, урок начинается с актуализации знаний учащихся по теме « Треугольник» в виде
устной   работы.   Далее   ученикам   предлагается   небольшая   практическая   работа   на
закрепление   определения   равных   треугольников   и  
  элементов   треугольников.
Использование презентации на данном этапе урока не только позволяет экономить время,
но и усиливает наглядное восприятие учебного материала.
Далее   перед   учениками   ставится     проблема:   «   Что   же   делать,   если   совместить
треугольники   невозможно?   Необходимо   ли   для   установления   равенства   треугольников
сравнивать все шесть элементов?». С помощью презентации ученики пытаются установить,
сколько же элементов необходимо сравнить, чтобы треугольники были равны.
Знакомлю   учеников   с   содержанием   теоремы   «   Первый   признак   равенства
треугольников», с помощью презентации разбираем структуру теоремы.   Доказательство
теоремы   привожу   на   доске,   т.   к.   у   учеников   еще   не   развиты   навыки   письменной
математической, а в частности геометрической речи. При помощи презентации обращаю
особое внимание учеников, на то, что условие «между ними» в формулировке теоремы
необходимо!Яковлева Татьяна Леонидовна
МОБУ «СОШ№62" г. Оренбурга
Учитель математики
Для   закрепления   навыков   применения   теоремы,   решаются   задачи   на   готовых
чертежах, представленных в презентации[3]. Далее на доске одним их учеников  решается и
оформляется задача   №94 из учебника [1]. После чего с целью отслеживания   степени
усвоения   темы,   проводится   самостоятельная   работа.   Учащиеся,   затрудняющиеся   при
решении, получают консультацию учителя.  При подведении  итогов урока   повторяется
теоретический материал изучаемой темы. 
Прилагается подробный конспект урока.
Цели урока:
Обучающая : 
ввести понятие теоремы и доказательства теоремы;
доказать первый признак равенства треугольников;
научить   решать   задачи   на   применение   первого   признака   равенства
треугольников.
Развивающая: 
выработать умения сопоставлять, обобщать полученные           выводы,
оценивать влияние условий на результат, 
развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательная :   Выработать умение анализировать данные, выводить логические
следствия из данных предпосылок, умение делать выводы.
Умение концентрировать внимание, сосредотачиваться. 
 Методическая цель:  опробовать новый подход к формулировке теоремы, выяснить
уловят ли учащиеся момент, когда условия становятся достаточными.
Список литературы:
1. Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф., и др. Геометрия 79.Учебник для 79 классов средней
школы. – М.: Просвещение, 2006г
2. Атанасян Л.С.,Бутузов В.Ф.и др.  Изучение геометрии в 79 классах. Методические
рекомендации к учебнику. –М.: Просвещение, 2000.
3. Саврасова   С.М.,Ястребинецкий   Г.А.   Упражнения   по   планиметрии   на   готовых
чертежах. – М: Просвещение, 1987.
4. Финкельштейн В. 7 класс. Первые теоремы // Математика.              Еженедельное
учебнометодическое приложение к газете первое             сентября 2002. № 36. С. 11
12.